Новости / Спадчына

Что писало ЦРУ в середине 1950-х о железной дороге в Барановичах

24.01.2017, 11:37 / remove_red_eye 2321 / chat_bubble

Строительство новых железнодорожных веток вокруг города, отсутствие билетов, толпы народа на вокзалах, вши в вагонах третьего класса. Центральное разведывательное управление США рассекретило около 13 тысяч документов, которые относятся к 1940–1990 годам. Все они хранились под грифом «Совершенно секретно». Intex-press узнала, что написано в американских докладах и служебных записках о Барановичах.

Что писало ЦРУ в середине 1950-х о железной дороге в Барановичах

Фото: Документы из архивов ЦРУ

Строительство железнодорожных путей возле города Барановичи

Дата доклада – 29 июля 1955 года

Новый двухпутный участок железнодорожного пути вдоль северной окраины нашего города был построен и введен в эксплуатацию в середине 1950 года. Этот новый участок пути шел от железнодорожной линии Минск – Барановичи из северо-восточной точки города, окаймляя его с севера, а потом шел вдоль железнодорожной линии Барановичи – Вильнюс. В городе ходили слухи, что этот путь будет идти до самого Вильнюса.

РЕКЛАМА

Новый участок железнодорожного пути. Фото: Документы из архива ЦРУ

Для строительства данного участка пути было две причины: во-первых, если линия Минск – Молодечно – Вильнюс в будущей войне стала бы недействующей, новый участок пути предоставил бы альтернативную дорогу в Вильнюс, минуя уязвимый Барановичский железнодорожный узел. Во-вторых, новый путь должен был обеспечить двухпутную железнодорожную линию через Барановичи из Минска в Вильнюс.

Однако второй путь до Вильнюса так и не был построен, а этот участок железнодорожного пути стал примыкать к станции Барановичи – Северные. На данный момент он не используется.

В 1953 году началось строительство двух новых железнодорожных участков в окрестностях нашего города.

В случае войны эти участки устраняли бы необходимость проезда через уязвимый барановичский железнодорожный узел и не препятствовали бы потоку железнодорожного движения из Минска и Львова в Вильнюс, Брест и Слоним.

Новые железнодорожные участки. Фото: Документы из архива ЦРУ

Железнодорожные пути, которые были в стадии строительства:

  1. Первый участок ответвлялся от двухпутной линии Минск – Барановичи в точке около 8 км на северо-востоке от Барановичей. Он шел почти параллельно уже существующей линии, но проходил только по северу нашего города. На западе Барановичей этот новый путь должен был соединяться с железнодорожным путем, который шел из Барановичей в Слоним.

  2. Второй участок пути начинался в той же точке, что и первый, и должен был идти к югу, где сливался бы с линией Барановичи – Львов в Русино.

Но эти запланированные участки пути так и не были построены.

Железнодорожная поездка Клайпеда – Брест – Варшава

Дата доклада – 2 апреля 1953 года

Клайпедский поезд состоял примерно из 20 вагонов и большого паровоза, с четырьмя или пятью вагонами для первого класса. Все остальные – третьего класса. Поезд отправился из Бреста в 18.25 по советскому времени и приехал в Барановичи в 23.00, где нужно было сделать пересадку, а потом выехать из Барановичей в 19.25 на следующий день. Этот поезд прибыл в Вильнюс в час ночи, где была еще одна пересадка. Следующий поезд отправился в 20.10 и приехал в Клайпеду около семи утра на следующий день. На обратном пути расписание было следующим: отправление из Клайпеды в 19.00, прибытие в Вильнюс в 7.00, пересадка, отправление из Вильнюса в 9.00 утра, прибытие в Барановичи в 15.00, пересадка на польский поезд, отправление из Барановичей в 16.00 по советскому времени, прибытие в Варшаву в 20.00 по польскому времени.

Для поездки из Бреста в Клайпеду я покупал билет прямого сообщения. Его я показывал на контроле билетов вместе с квитанцией и бронью на место, которая действительна только на промежутках Брест – Барановичи, Барановичи – Вильнюс и Вильнюс – Клайпеда. Чтобы попасть в поезд, нужно было обязательно бронировать место. Билетов туда и обратно в продаже не было. В билетной очереди, где пассажиры должны были получать бронь на новые места, люди были очень нетерпеливые, шумные, кричали и толкались. Пассажирам первого класса нужно было только подойти к служащим вокзала, например, к милиции, и его подводили к кассе, расталкивая тех, кто стоит в очереди ближе всего. Так пассажир первого класса спокойно покупал билет. На такое обращение очередь реагировала криком и недовольством.

Сложилось такое впечатление, что вагонами первого класса пользовались очень мало, в то время, как вагоны третьего класса были переполнены. На всех вокзалах было очень много людей и царил беспорядок. На вокзалах люди спали между своими вязанками прямо на полу, а местное население было грязным и раздраженным.

Вагоны третьего класса не были разделены на купе, там были только пронумерованные деревянные спальные места без матрасов и одеял. Постельные принадлежности можно было получить только за дополнительную плату в размере 10 рублей. Вагоны были переполнены пассажирами, которые спали в два, а иногда даже и в три яруса – мужчины, женщины и дети в одном вагоне.

Советский поезд выглядел хорошо и был даже покрашен, но в вагонах третьего класса можно было подхватить вшей.

Главная улица в Вильнюсе выглядела более привлекательно, чем в других больших городах. Но привокзальная территория выглядела так же плохо, как и везде. Город выглядел чище и ухоженнее, чем остальные. Но там было меньше различных магазинов, в том числе сувенирных и книжных с политической литературой. Среди книг в продаже было замечено издание, на яркой обложке которого были нарисованы паук и знак доллара.

РЕКЛАМА

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up