9:47, 19 декабря 2016

Авто

remove_red_eye 6159

Как ловят нарушителей на платных дорогах Барановичского района

Александр Шуляк и Руслан Калюта, специалисты регионального отдела контроля на платных дорогах «Барановичи» на трассе М1. Руслан смотрит через бинокль, есть ли на проезжающих автомобилях бортовые устройства, Александр останавливает машины. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

С 2013 года на дорогах страны работает система оплаты проезда BelToll. В этом году ее подразделение открылось в Барановичах. Intex-press проехала с транспортной инспекцией и узнала, как устроена эта система.

BelToll – электронная система оплаты за проезд по платным дорогам Беларуси, она действует с 1 июля 2013 года. Принадлежит государственному учреждению «Белавтострада». В апреле 2016 года региональный отдел контроля платных дорог открылся в Барановичах. В нем – 11 человек и два специально оборудованных автомобиля. Смена длится 12 часов, машины патрулируют дороги круглосуточно.

Зачем нужны рамки

В системе контроля платных дорог три основных составляющих – рамки на трассах, бортовые устройства в автомобилях и машины транспортной инспекции.

РЕКЛАМА

Рамка, фиксирующая нарушения, на трассе М1 под Барановичами.

На платных магистралях стоят огромные рамки. Когда машина, оборудованная специальным бортовым устройством, проезжает под ними, с устройства снимаются деньги. Если денег на бортовом устройстве нет или есть другие нарушения, камеры на рамке фотографируют авто и передают фото на компьютер в машину транспортной инспекции.

Когда с проезжающей под рамкой машины списываются деньги, на бортовом устройстве раздается сигнал. Два сигнала означает, что устройство разряжено или на нем заканчиваются деньги и счет надо пополнить.  Если устройство не сработало или прозвучало четыре раза, значит, деньги не были сняты. В таком случае водитель должен позвонить в сервисный центр BelToll, где ему объяснят, что нужно делать.

Плату за проезд берут с легковых машин иностранцев (кроме легковушек из стран ЕАЭС и машин, зарегистрированных в Луганской и Донецкой областях Украины), а также с автомобилей весом больше 3,5 тонны (тракторы на белорусских номерах, городские маршрутки и автобусы, машины МЧС и скорой помощи, военная техника, авто, которые привозят гуманитарную помощь белорусам, за проезд по платным дорогам не платят).

Зачем нужно бортовое устройство

Специальные бортовые устройства водители покупают и устанавливают на АЗС «Белоруснефть» или в пунктах около таможни. Для «легковушек» оно стоит 20 евро, для авто весом больше 3,5 тонны – 50 евро. Его клеят на лобовое стекло. Бортовое устройство закрепляется за одним конкретным авто. Если переставить его на другую машину, водитель заплатит штраф.

Бортовое устройство для оплаты проезда по платным дорогам Беларуси. Серое – для «легковушек», черное – для авто весом более 3,5 тонны.

Цена километра для каждого автомобиля – разная. Все «легковушки» платят 0,04 евро за один километр. Для грузовых авто она рассчитывается исходя из количества осей – пар колес. Например, если в грузовом авто две пары колес, то километр будет стоить 0,09 евро. В брошюрах, которые раздают водителям, указана стоимость одного километра платного участка дороги. Таким образом, водитель сам может рассчитать примерные траты на дорогу. Минимальная сумма предоплаты составляет 25 евро. Если водитель знает, что уже не вернется в Беларусь или не будет ехать по платной дороге, он может сдать устройство на АЗС и получить назад свои деньги – 20 или 50 евро за устройство и остаток на счете.

На какой машине ездит инспекция

Автомобиль «транспортников» – часть электронной системы контроля оплаты за проезд по платным дорогам Беларуси. Бус Volkswagen Transporter изнутри выглядит как офис на колесах – два компьютера, принтер, ксерокс, терминал для пластиковых карточек. Такие автобусы комплектует австрийская фирма «Капш Телематик Сервисиз». Она же обслуживает рамки, которые установлены на трассе. Вся техника в автомобиле заряжается – после смены автомобиль включают в розетку.

В машине транспортной инспекции Руслан Калюта оформляет штраф водителю польской фуры за нарушение.

В то время как транспортные инспекторы следят за нарушителями, за ними наблюдает начальство. Автомобиль оборудован GPS, и начальник на компьютере в своем кабинете может видеть, где находится машина. Также он может подключиться к видеорегистратору и диктофону, установленным в автомобиле, и видеть и слышать, что делают и говорят его сотрудники.

Как находят нарушителей

Когда рамка на трассе фиксирует нарушение, на компьютере в машине «транспортников» красным цветом загорается строчка с данными нарушителя, где отображаются фото автомобиля, его номер и местоположение. «Транспортники» по компьютеру отслеживают перемещение нарушителя по мере того, как он проезжает под рамками, а затем выезжают навстречу авто или догоняют его.

Фото грузового автомобиля, за которым зафиксировано нарушение, передается с рамки на компьютер в машине транспортной инспекции.

Если барановичские сотрудники не могут догнать нарушителя, они передают данные другим инспекторам на трассе.

Некоторые водители не покупают бортовое устройство, пытаясь обойти оплату проезда по платным дорогам. Тогда рамки оказываются бесполезными. В этих случаях «транспортники» вычисляют нарушителей в ручном режиме, пользуясь биноклем – они смотрят на номера авто и есть ли на машине бортовое устройство. Если бортового устройства нет, машина будет остановлена. Если устройство на лобовом стекле установлено, номера авто пробивают по базе, нет ли за машиной каких-либо нарушений.

Биноклем пользуются тогда, когда на трассе нет знака снижения скорости, и машины едут быстро – 100 км/ч и выше. В бинокль «транспортники» могут рассмотреть регистрационные знаки примерно за 300–400 метров.

Руслан Калюта высматривает нарушителей в бинокль на трассе М1.

Также на помощь транспортникам приходят сканеры, установленные на их машине. Сканеры просматривают проезжающие мимо авто, связываются с бортовым устройством и выдают на компьютер данные о наличии нарушений.

Когда машина перехватывает нарушителя, на задней двери включаются надписи «Следуй за мной», «Снизить скорость», «Внимание» и другие. На случай погони за нарушителем на авто транспортной инспекции есть синие маячки.

Александр Шуляк показывает сканеры, установленные на крыше автомобиля. В это время Руслан Калюта в машине включает бегущую строку на автомобиле.

Сколько платят за нарушения

РЕКЛАМА

По сути водители, нарушившие правила проезда по платным дорогам, платят штраф, но официально он называется оплата в увеличенном размере. Она бывает двух видов: полная и неполная.

Если водитель неправильно указал данные о количестве осей или поставил на авто бортовое устройство с другой машины, это будет неполная оплата – 130 евро для грузовиков и 50 евро для легковушек.

Руслан Калюта записывает данные нарушителя в компьютер.

Если устройство установлено неправильно, его вообще нет, оно не работает или на нем не хватает денег, тогда водитель заплатит полную оплату – 260 евро для авто весом больше 3,5 тонны и 100 евро для легковых машин.

Оплатить нарушение водители могут сразу в автомобиле транспортной инспекции, так как там есть терминал для пластиковых карточек. Если денег на карточке нет, сотрудники сопровождают водителя в банк, где он может получить международный перевод и оплатить штраф.

Авто водителей, которые не хотят платить, ставят на штрафстоянку, а их колеса блокируют – все оборудование для этого также есть в машине.

Александр Шуляк показывает «начинку» автомобиля транспортной инспекции: блокираторы, шнур зарядки, световозвращающие конусы.

В фиксации нарушений действует правило двух часов. После первой рамки, где было зарегистрировано нарушение, на протяжении двух часов нарушения под другими рамками не засчитываются. Если водитель хочет заплатить меньше, ему нужно ехать быстрее. 

Учитывая все виды контроля на платных дорогах, проехать и не заплатить – практически невозможно. К тому же нарушение «закрепляется» за авто, и при следующем въезде в Беларусь оно будет видно. Также у водителей остается альтернатива – ехать в объезд платных дорог, но тогда путь займет больше времени. При этом если просто надо будет пересечь на перекрестке платную дорогу, бортовое устройство на авто должно быть и деньги придется платить.

Александр Шуляк и Руслан Калюта, специалисты регионального отдела контроля на платных дорогах «Барановичи».

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up