Автор: Intex-press

15:24, 15 ноября 2016

Экономика

remove_red_eye 1484

В Беларуси скоро могут вырасти цены на бензин

Фото: Skitterphoto, https://pixabay.com/

О том, что в Беларуси пора повышать цены на автомобильное топливо, заявил председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко. По его мнению, для этого существует несколько причин.  

– Во-первых, негативное воздействие «налогового маневра», введенного Российской Федерацией. Напомню суть налогового маневра. Его реализация в России в 2015–2018 годах предполагает увеличение «внутреннего» налога (на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременное уменьшение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Результатом этого станет приближение внутрироссийской цены на нефть к мировой, в том числе для нефти, поставляемой на белорусские НПЗ, – считает руководитель «Белнефтехим».

В формулу цены на нефть, поставляемую в Беларусь из Российской Федерации, включен размер экспортной таможенной пошлины со знаком минус. При снижении мировой цены нефти снижается и значение экспортной таможенной пошлины. Чем ниже значение таможенной пошлины, тем ближе к мировой результирующая цена поступающей в Беларусь нефти. В 2017 году за счет налогового маневра при мировых котировках нефти марки Urals 50 долларов за баррель цена нефти для нашей страны увеличится на 8−9%. Увеличение стоимости сырья при неизменной технологии производства неизбежно приводит к увеличению стоимости готового продукта. То же самое произойдет с нефтью как сырьем и продуктами ее переработки – бензином и дизельным топливом. Уже сейчас существуют объективные внешние факторы, которые НПЗ не в состоянии компенсировать за счет собственных резервов. Мы видим, что назрела необходимость повышения розничных цен на автомобильное топливо.

В результате уже в 2015–2016 годах произошло удорожание цены нефти для белорусских НПЗ на фоне мирового падения цен на нефть. Например, при мировых котировках нефти 50 долларов США за 1 баррель цена нефти для нашей страны увеличилась на 21 доллар США за тонну. В 2017 году при осуществлении налогового маневра в России произойдет дальнейший рост цены. То есть в 2017 году эффективность работы нефтеперерабатывающей отрасли страны снизится еще больше, – рассказал «Советской Белоруссии» председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко.

РЕКЛАМА

Вторая причина, по словам Ляшенко, заключается в том, что исчезла возможность поддерживать низкий уровень цен на внутреннем рынке за счет экспортных продаж. Конъюнктура мирового нефтяного рынка ухудшилась. Цена экспортной корзины нефтепродуктов снизилась больше, чем котировки на нефть. Кроме того, НПЗ платят экспортные пошлины. Существенно ухудшило производственные показатели отрасли, а также показатели внешней торговли, ограничение с третьего квартала поставок на НПЗ российской нефти.

В-третьих, с марта 2016 года увеличились акцизы на нефтепродукты, уплачиваемые заводами в бюджет. Например, потери ОАО «Нафтан» из-за роста акциза составили за март–сентябрь 2016 года около 48 млн долларов США.

В-четвертых, свою роль сыграла девальвация белорусского рубля. Например, на 1 июля 2015 года цена одного литра бензина АИ-92 на внутреннем рынке (1,11 руб.) равнялась 0,72 доллара США, а на 10 ноября 2016 года – всего лишь 0,58 доллара США. Снижение цен в долларовом эквиваленте составило более 20 процентов. То есть цена на нефть для НПЗ выросла в валюте, а цены на АЗС в валютном эквиваленте снизились.

На сегодняшний день розничная цена на автомобильное топливо в Беларуси остается ниже, чем у соседей, кроме России. Так, розничная цена дизельного топлива в Литве, Латвии и Польше в 1,7−1,8 раза выше белорусской, в Украине – в 1,2 раза. Автобензин АИ-95 в Литве дороже в 2 раза, чем у нас, в Латвии и Польше – в 1,9 раза, в Украине – в 1,4 раза, в России цена АИ-95 паритетная с нашей.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up