Новости / Общество

Как в Барановичах открыть бизнес по франшизе

14.09.2016, 10:02 / remove_red_eye 592 / chat_bubble

Если нет хорошей идеи или предпринимательского опыта, но есть жгучее желание заниматься своим делом, на помощь приходит франчайзинг. Покупая франшизу, предприниматель получает у известной компании право открыть свое предприятие и работать под брендом компании. Intex-рress разобралась в плюсах и минусах ведения бизнеса по франшизе.

– Запускать бизнес по франшизе надежнее, чем действовать на свой страх и риск. По статистике, 8 из 10 самостоятельно запущенных проектов закрываются, а во франчайзинге наоборот – из 10 проектов 8 будут работать, – считает Ольга Леонтьева, эксперт Ассоциации франчайзеров и франчайзи «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ».

Сколько стоит франшиза

Стоимость франшизы может варьироваться от нескольких тысяч до миллиона долларов. Все зависит от того, насколько узнаваем бренд и в каком объеме франчазер (компания, которая продает франшизу) предоставляет поддержку франчайзи (тому, кто ее покупает). Например, белорусская франшиза Пицца и суши «Pizza Smile» стоит 15 тысяч долларов. Это так называемый паушальный взнос — фиксированная сумма, которую нужно заплатить один раз при заключении договора. В сфере обслуживания, где нет необходимости в дорогом оборудовании, а сам бизнес не предполагает больших оборотов, паушальный взнос может быть ниже, например, 5 тысяч долларов.  

РЕКЛАМА

Плюс к этому франчайзи ежемесячно платит франчайзеру процент от товарооборота – роялти.  Он может составлять от 1 до 20 % в месяц. Первые два-три месяца раскрутки франчайзи, как правило, не платит роялти.

Бывают так называемые бесплатные франшизы. Например, в розничной торговле дополнительных платежей нет, но франчайзи обязан закупать продукцию у самого франчайзера или у согласованных с ним поставщиков. Франчайзер вправе установить сумму обязательных ежемесячных закупок.


Какие условия

Для франчайзера важно, чтобы во всех точках сети потребитель получал товар или услугу того же качества, что и в точке самого франчайзера. Поэтому человек, открывающий бизнес по франшизе, должен использовать логотипы компании, стандарты в обслуживании, а также рецептуру изготовления, если это кафе или ресторан. Все точки должны работать по единым правилам, прописанным в договоре.

Как правило, франчайзеры строго следят за выполнением условий договора: требуют у франчайзи регулярную отчетность, проводят внеплановые проверки, могут прислать тайного покупателя. Со злостными нарушителями контракт разрывают.


Плюсы, которые могут стать минусами

Если предприниматель хочет быстро начать свое дело и работать, не набивая собственные шишки – бизнес по франшизе хороший вариант. Не придется писать бизнес-план, думать о том, где закупать оборудование и продукты. Покупатель франшизы и его будущие сотрудники пройдут бесплатное обучение в компании франчайзера и узнают все тонкости процесса. Кроме того, предпринимателю не придется тратиться на рекламу и маркетинг – он будет работать под известным брендом.

– Франчайзер помогает запуститься предпринимателю в два раза быстрее и потратить меньше денег, чем, если бы тот делал это самостоятельно, – уверена Ольга Леонтьева, эксперт Ассоциации франчайзеров и франчайзи «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ».

Но плюсы в работе с франшизой могут обернуться минусами. С одной стороны, предприниматель заручается поддержкой и опытом компании, но при этом он обязуется работать по определенным правилам и за нарушение этих правил договор может быть расторгнут.



Дети, кофе, услуги

Количество предложений по франчайзингу в Беларуси растет. Особенно в сферах розничной торговли, общепита и услуг для населения. Самыми популярными франшизами на рынке в нашей стране являются товары и услуги для детей, например франшизы с детской одеждой  или детские развлекательные шоу. Быстро развиваются франшизы также в сфере интернета и услуги для бизнеса.

РЕКЛАМА


Барановичские предприниматели рассказали о своем опыте ведения бизнеса по системе франчайзинга


Егор Ланцов, 26 лет. Владелец двух кофеен «Кофе Саунд»

Егор Ланцов. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Егор Ланцов. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

– После того, как сменил несколько работ, я понял, что пора заняться своим бизнесом. Долго взвешивал все за и против и, наконец, решился на покупку франшизы «кофе с собой». Я выбрал франчайзинг, потому что не хотел допускать глупых ошибок, на которые обречены новички.

Самые большие трудности были с поиском подходящего помещения. На это ушло три месяца. В Барановичах очень мало мест с хорошей проходимостью.

Своему франчайзеру каждый месяц я плачу роялти – 5%  от общего оборота, это деньги за услуги маркетинга, за помощь в подборе и обучении персонала. Обычно франчайзеры за дополнительную плату поддерживают франчайзи в течение двух  лет, но если обе стороны хотят работать вместе дольше, то договор продлевается.

В общем объеме на начальных этапах я вложил в бизнес около 20 тысяч долларов. Мои вложения пока не окупились, но все к этому движется.

Жанна Долбик, 36 лет. Вместе с мужем владеет сетью магазинов Top Secret

Жанна Долбик. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Жанна Долбик. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

– До франшизы я развивала свой магазин с одеждой, поэтому опыт в ведении бизнеса был. Вещи в свой магазин привозила из Польши. Там однажды и познакомилась с владельцем польской компании Top Secret. Он предложил мне работать по договору франчайзинга. Паушальный взнос я не платила. Вместо этого я получила банковскую гарантию, с помощью которой мне дают товар без денег, но взамен банк взял в залог мою недвижимость.  

На первых этапах были трудности с документами. Чтобы получить лицензию на товар, нужно было обойти несколько кабинетов и получить разрешение на право торговать. Сейчас лицензирование по торговле отменили, но проще не стало, требуют сертификаты. Я не скажу, что сегодня у нас все безоблачно. Бизнес – это всегда риск и всегда трудно. В 2016 году закрылось очень много франшиз. А мы, наоборот, собираемся открывать еще один магазин. Бизнес оказался очень даже успешным – товар действительно продается и имеет своих постоянных покупателей.

Александр Капацевич, 25 лет. Бывший владелец магазина ювелирной бижутерии Jenavi

Александр Капацевич. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Александр Капацевич. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

– В 22 года мне пришла идея открыть магазин украшений  по франшизе. Никакого опыта у меня не было и денег было немного. Я выбрал ту компанию, которая не требовала паушального взноса и ежемесячных роялти. Единственное требование – ежемесячно покупать товар на определенную сумму. Но, как только я приступил к работе, понял, что менеджеры, которые работали со мной,  хотели просто продавать товар. Они не знали, как работать с розницей.

Компания дала мне небольшой материал, где было написано, как я должен работать, больше никакой помощи не было. Приходилось все постигать самому.  Только спустя год моей работы в компанию пришел человек с большим опытом в рознице и он очень помог мне дельными советами.

Но со временем  расходы на товар возросли, а спрос снизился. В итоге все мои деньги ушли на поддержание магазина, который, в конечном счете, я закрыл. 

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up