Новости / Общество

Краудфандинг: с миру по нитке – как собрать деньги на свой проект

29.02.2016, 9:18 / remove_red_eye 334 / chat_bubble

Чтобы воплотить идею в жизнь – снять видеоклип, организовать концерт – не всегда хватает собственных средств. Одна из современных возможностей найти спонсоров для финансирования – краудфандинг.

Что это такое


Краудфандинг (от англ. сrowd funding – народное финансирование) – механизм привлечения средств от широких масс для реализации социального или культурного проекта через интернет. Проще говоря: если у человека есть интересный проект, он может описать его и привлечь внимание других людей. Если проект понравится, люди могут помочь в его осуществлении. В интернете о нем узнают тысячи людей, и шанс собрать нужную сумму значительно возрастает.

Как это работает

РЕКЛАМА

Существуют специальные краудфандинговые интернет-платформы. Зарегистрировавшись на них, любой желающий может подать заявку на сбор средств. В Беларуси самые массовые площадки: «Талакошт» (Talaka.by), «Улей» (ulej.by), «Мае сэнс» (maesens.by).
Автор должен описать свой проект, указать нужную сумму, определить срок сбора средств и тип сбора. На краудфандинговых платформах, как правило, действуют два типа сбора: «все или ничего» или «все, что собрано». В первом случае автор проекта  получает деньги, если соберется вся нужная сумма. Во втором  – если наберется хотя бы 25%. Желающие поддержать проект перечисляют деньги на временный счет проекта. Если нужная сумма не набирается, деньги возвращаются спонсорам. Также автор должен указать в заявке поощрения для спонсоров. Это могут быть, например, благодарность в соцсетях, билет на мероприятие, на которое собираются деньги. Каждый такой «подарок» имеет свою цену: сколько денег внес спонсор, такое поощрение он получает от автора проекта.

На что можно собрать деньги

Финансирование  могут получить проекты из любой области. В настоящее время на краудплатформах размещены более сотни различных проектов. На ulej.by, к примеру, собирают деньги на путешествие инвалида-колясочника на ручном велосипеде через всю Америку. На Talaka.by – на издание «Цытатніка беларускага мыслення», на maesens.by – на строительство детского хосписа. Суммы разные: от 2,5 млн до 50 млн руб. Минимальный взнос тоже разный – от 20 до 100 тысяч рублей.

Как правильно собирать деньги  

Все начинается с идеи. Главное – проект должен быть полезен многим людям. К примеру, на белорусский перевод и озвучку мультфильма «Свинка Пеппа» собрали более 60 млн руб., хотя заявленная сумма была вдвое меньше. Оказалось, что мультиков на белорусском языке мало и идею перевести «Свинку Пеппу» поддержали многие.

Продвижение идеи – это работа. Нужно рекламировать свой проект, рассказывать о нем в соцсетях. «Двигатель проекта – сам автор»,  – говорит Евген Клишевич, руководитель Talaka.by.

Автор должен понимать, что сбор средств  накладывает на него определенные обязательства. После окончания проекта он должен рассказать, чем закончился проект: как все прошло, что удалось, а что нет. Спонсоры должны видеть, что они не зря вложили свои деньги.

В первые дни запуска проекта стоит рассказать своим знакомым о нем и попросить по-дружески поддержать: закинуть на счет проекта хотя бы небольшие суммы. Это подстегнет других спонсоров.

Платформы берут комиссию?

У каждой краудфандинговой платформы свои правила. На talaka.by комиссия за размещение проекта не взимается. А на ulej.by взимается комиссия в размере 12%. Правда, только с тех проектов, которые были успешно профинансированы. Денежные средства на maesens.by также облагаются 13%-м подоходным налогом.

«Не стоит думать, что сразу же найдутся спонсоры»


23-летний Илья Терешко увлекается сборкой кубика Рубика. Фото: архив Ильи ТЕРЕШКО

23-летний Илья Терешко увлекается сборкой кубика Рубика. Фото: архив Ильи ТЕРЕШКО


23-летний Илья Терешко увлекается сборкой кубика Рубика. В прошлом году с помощью краудфандинга за 27 дней он собрал больше 5,5 млн рублей на организацию международного чемпионата по спидкубингу в Бресте:

РЕКЛАМА

– Друзья советовали мне разместить свой проект на международной платформе Kickstarter. Но я подумал, что за рубежом чемпионат в Беларуси никому не интересен, и нашел белорусскую краудплатформу. Многие закидывают свои проекты на краудфандинговую площадку и ждут, что тут же начнут поступать деньги. Это ошибка. Размещение проекта на сайте – это как повесить небольшой плакат возле дома. Нужно сделать так, чтобы этот «плакат» увидело как можно больше людей. И для этого необходима реклама. Важно продумать идеи подарков спонсорам за взносы, чтобы они понимали, что их помощь ценят. Я, к примеру, предложил бесплатное участие в различных дисциплинах чемпионата и услуги бесплатного персонального тренера, который научит собирать кубик Рубика.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up