Автор: Анна РОМАНОВА-КОЛОСОВСКАЯ

14:38, 5 сентября 2015

Общество

remove_red_eye 302

Отдых в Абхазии: во сколько обойдется и стоит ли ехать за тридевять земель

В первое наше с мужем совместное путешествие мы поехали в Абхазию. Супруг там был пару лет назад, а мне после его рассказов захотелось увидеть красоту этой страны своими глазами. Да и в кризисное время такой отдых нам показался достаточно бюджетным.

Мы поехали на своей легковушке, которая стала нам домом на колесах. В путешествии задний ряд сидений оказался для нас двоих лишним, зато без них получилось просторное спальное место.

Жизнь удалась

Дорога в Абхазию заняла у нас неделю. Мы не спешили. По пути заехали на Азовское море, в котором при первом взгляде на воду отпало все желание купаться: настолько оно было грязным! Два дня мы провели в Сочи и Адлере – в эти города я влюбилась с первого взгляда.

РЕКЛАМА

На седьмой день пути мы пересекли российско-абхазскую границу. И тут сердце замерло… Горы… Я, увидев их впервые, была поражена их красотой. Некоторые верхушки гор даже скрывались за облаками! Горы – с одной стороны дороги, а с другой – море. Такое спокойное и такое душевное. Когда ты стоишь между горами и морем и тебе никуда не надо спешить, то понимаешь: «А жизнь-то удалась!» С таким настроем мы объехали всю Абхазию.

Медвежонок, коровы и сосновые шишки

Первый на нашем пути город – Гагра с его Приморским парком. Пальмовые аллеи, бамбуковая роща, пруд с фонтаном в центре парка и очаровательный медвежонок, с которым можно сфотографироваться – таким нам запомнился этот город. С медвежонком, кстати, мне удалось «сфоткаться» за полцены, озвученной его хозяином. Так мы узнали, что с абхазцами можно и нужно торговаться.

Самой большой «абхазской» неожиданностью для нас стали коровы, лежащие посреди проезжей части! Оказалось, в Абхазии коровы – властелины асфальта. Они стоят прямо у тебя на пути и даже не думают отойти в сторону, чтобы машина проехала. Их приходилось объезжать по «встречке» и по обочине. Нам рассказали, что коровы выходят на трассу, чтобы их не кусали комары. Такое открытие мы сделали по пути в небольшой курортный городок – Пицунду.

Первым делом в Пицунде мы отправились на пляж. Солнце пригрело, и безумно хотелось остудиться в море. Но вместо пляжа мы попали в реликтовую рощу пицундской сосны. Случайно. По дороге к морю. Сосны в Абхазии очень красивые! Они и шире, и выше наших. А что самое удивительное, их шишки похожи на застывшие бутоны роз. Так и хотелось вдохнуть их аромат! Мы собрали несколько шишек, чтобы потом сделать из них сувениры.

Если проехать от Пицунды около 20 километров вверх, из страны равнин и моря попадаешь в страну гор и водопадов. Это Рицинский реликтовый национальный парк. В нем на высоте километра над уровнем моря, среди гор и их заснеженных вершин, находится жемчужина Кавказа – озеро Рица. В Абхазии это, пожалуй, самое популярное туристическое место. Тут и горные реки с их ледяной водой (которая, кстати, бодрит получше утреннего кофе), и небольшие водопады (один из них называется «Мужские слезы» – скупенький такой водопадик), и кафе, и отели, и даже дача Сталина, в которой теперь гостиница. Как оказалось, номера в ней нужно заказывать заранее. Такая вот популярная гостиница без свободных мест. Но без ночлега мы в тот вечер не остались. Рядом с дачей и Рицей, в лесу, – небольшой автокемпинг с кафе и душем – минимальный «комплект», который нужен автотуристу. Проводили закат и встретили рассвет мы среди гор.

Абхазское подземелье

Проведя сутки в горах, мы отправились дальше в путь. Следующий остановочный пункт – Новый Афон. «А почему бы нам не спуститься под землю?» – подумали мы и спустились в новоафонскую пещеру – крупнейшую пещеру Западного Кавказа. Она уходит вниз на глубину до 170 метров, а ее возраст около 2 миллионов лет! В пещеру нас привез экскурсионный поезд, а дальше, весь маршрут в полтора километра, мы шли пешком, разглядывая огромные сталактиты и сталагмиты, пещерное озеро и застывший каменный водопад. Внизу под землей достаточно прохладно – 15 градусов. Наверху температура воздуха была на 20 градусов выше. И мы пожалели, что не взяли с собой в пещеру куртки.

В Новом Афоне есть что посмотреть не только под землей, но и наверху. Нас поразил мужской православный монастырь. В центре обители – Пантелеимоновский собор, построенный еще в 1900-х годах! На каждой стене – множество нарисованных икон, а купола своей росписью напомнили звездное ночное небо.

Заброшенный город

РЕКЛАМА

Двухэтажное здание с колоннами и львами у входа – заброшенный после войны Дом культуры в Гагре. Вход для туристов в него закрыт.

До столицы Абхазии, Сухума, все очень красиво и полно жизни. Но после Сухума – заброшенные безжизненные деревушки и атмосфера какой-то безнадежности. По дороге к границе с Грузией есть небольшой город Очамчыра. В центре него – заброшенный парк развлечений и когда-то показывавшее красоту страны колесо обозрения, разваленные дома и недостроенные здания, без окон и без дверей. В Очамчыре есть и магазины, и жилые дома, и там тоже живут люди. Но этот город, наполовину покинутый и заброшенный, кажется мертвым. Мне даже было жутко выходить из машины.

Это единственный абхазский город, который казался нам одновременно пугающим и заманчивым. Абхазы нам рассказали, что грузины, жившие в Очамчыре и других приграничных городках и деревнях, бросили все и уехали в Грузию после того, как Абхазия стала независимой. Они не захотели оставаться в стране, против которой воевали.

Мы за 6 дней увидели почти всю Абхазию – роскошные отели и опустевшие дома, море и горы, снег на вершинах гор и яркое солнце. Но, как мы могли заметить, еще одна удивительная особенность Абхазии – это гаишники, которые даже не проверили у нас документы, хотя и останавливали пару раз! А один инспектор ДПС, как говорится, сделал наш день, когда остановил нас и просто поинтересовался, как у нас дела и нравится ли нам Абхазия! Нам бы так в Беларуси…

Было грустно уезжать из Абхазии. Ведь как здорово весь день получать новые эмоции и впечатления, а вечером сидеть на берегу моря и любоваться закатом.

Домой мы ехали четыре дня и в пути решили, что обязательно вернемся в солнечную Абхазию – страну души, как ее называют местные жители.

Сколько стоила 18-дневная поездка в Абхазию на 6 тысяч километров для двоих

Абхазская кухня

Некоторые блюда абхазской кухни с загадочными названиями.

Аджапсандал – это блюдо с невероятным названием оказалось аналогом нашего овощного рагу. Его делают из баклажанов, помидоров и сладкого перца с добавлением различных приправ.

Лобио – очень острый фасолевый соус, который подают как первое блюдо.

Чурчхела – абхазская сладость с фруктовым вкусом. Напоминает резину на веревочке. Нам не понравилось.

Чанахи – овощной полусуп с мясом. Его подают в горшочке, выглядит аппетитно. Нам, наверное, не повезло, и это блюдо оказалось безвкусным. Вареный чеснок – один из ингредиентов чанахи, – тоже не для меня.

Араших (мясо по-абхазски) – очень острый шашлык. Из-за вкуса приправ даже не чувствуется вкус мяса.

Чахохбили – еще одно суперострое блюдо. Под загадочным названием чахохбили скрываются самые обыкновенные жареные куриные бедрышки.

В столовых, кафе и ресторанах блюда своим разнообразием не отличаются. В этих местах отличие только в цене. А некоторые абхазские столовые по интерьеру напоминают белорусские кафе!