Новости / Общество

Большая перемена: Вся власть Советам, ученикам раздать ваучеры и вернуть 12 классов

24.03.2015, 11:03 / remove_red_eye 121 / chat_bubble

С чего начать модернизацию системы среднего образования и кто возьмет ответственность за ее проведение?

Об этом шла речь на конференции «Модернизация системы образования Беларуси: надежды и разочарования», которая состоялась 23 марта.


Деньги из бюджета должны выделяться ученикам

РЕКЛАМА

Белорусские школы должны быть самостоятельными юридическими лицами, а руководить учебным заведением должен Совет, считают эксперты.

Поскольку Беларусь подала заявку на вступление в Болонский процесс, то, прежде всего, следует знать: куда идет цивилизованный мир. Так считает заместитель председателя Общества белорусской школы Тамара Мацкевич.

– Необходимо изучить, какое образование будет востребовано, для чего мы проводим реформы. Шаг второй: изучение методов, их эффективности, а также опыта стран, которые прошли через реформы, – предлагает Тамара Мацкевич.

По мнению эксперта, белорусские школы должны быть самостоятельными юридическими лицами, а руководить учебным заведением должен Совет. Также, по словам Тамары Мацкевич, целесообразно перейти на новую систему финансирования школ, когда деньги из бюджета распределяются не на учебное заведение, а непосредственно ученикам в виде ваучера.

Школьник сам разместит свой ваучер в выбранное учебное заведение, которое сформирует свой внутренний бюджет в зависимости от количества заявок. Это создаст конкуренцию внутри системы образования и более широкую возможность для появления разных видов школ: частных, церковных, общественных, – отмечает Тамара Мацкевич.


Дайте право родителям влиять на содержание школьных программ!

Переход на 11-летнее обучение привел к сокращению и упрощению программ и снижению уровеня образованности школьников.

Член Общественного Болонского комитета Андрей Лаврухин считает необходимым вернуть в Беларуси 12-летнее школьное образование.

Переход в 2008 году на 11-летнее обучение белорусских детей привел к сокращению и упрощению программ. В результате снизился уровень образованности школьников, о чем свидетельствует централизованное тестирование.

Помимо этого, как считает эксперт, для улучшения качества образования необходимо перейти к совмещенному независимому оцениванию уровня знаний выпускников и ввести практику составления рейтинга средних общеобразовательных учреждений.

Министерство образования, по мнению Тамары Мацкевич, должно утверждать стандарт. А родителям надо дать право влиять на содержание школьных программ.

Необходима также деидеологизация образования. Все эти изменения можно назвать одним словом: «демократизация», – подчеркивает заместитель председателя Общества белорусской школы. 


Где найти кадры, которые решат все?

Мацкевич: «Эксперимент по финансированию школ в Барановичах, без права выбора школы у родителей, вообще карикатура».

В настоящее время, по словам Тамары Мацкевич, существуют противоречия между заявленным на бумаге и реальным положением дел. Например, в каждой школе есть Советы, родительские комитеты, но все они с правом лишь совещательного голоса.

РЕКЛАМА

В Барановичах проводится эксперимент по ваучерному финансированию. Однако на практике только часть местного бюджета распределяется соответственно количеству учеников. При отсутствии у родителей выбора школы это вообще карикатура, – отмечает эксперт. 

Тамара Мацкевич обращает внимание на то, что реформа образования может встретить мощное сопротивление со стороны неподготовленных педагогов и родителей.

– Так было в Словакии. Боюсь, и у нас может случиться нечто подобное. Не представляю, что мы будем делать, если у нас появится больше свободы. Хватит ли у нас кадров, чтобы заполнить, например, Министерство образования людьми со стратегическим мышлением? – говорит Тамара Мацкевич.


Кто реализует прогрессивные идеи?

Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич отмечает, что даже при самых демократичных законах невозможно реформировать систему образования без улучшения общей атмосферы в стране.

Можно бесконечно изучать международный опыт, но без политической воли эти изменения невозможны, – подчеркивает Светлана Мацкевич.

Руководитель проекта «Летучий университет», методолог Владимир Мацкевич отмечает, что в Беларуси существует проблема качества управленческого аппарата.

Оно становится все хуже, а чиновники менее ответственными. Еще с советских времен персональный кадровый состав оставался неизменным, а люди вынуждены были приспособиться к тем течениям, тенденциям, которые возникли с приобретением независимости¸ – говорит методолог.

Для проведения реформ не хватает не только политической воли властей, компетентных чиновников, но и активности общественных организаций, родителей школьников.

Образование не может быть вне политики, считает Владимир Мацкевич. Чтобы проводить политику, нужна воля и самостоятельность, на что Министерство образования никогда не претендовало.

Минобразования всегда действовало с оглядкой на власти. Без царя в голове оно не работает, а царь воплощен в начальственном органе, – подчеркивает эксперт.

По его мнению, присоединение Беларуси к Болонскому процессу не гарантирует проведение модернизации национальной системы образования.

Эксперт считает, что для проведения реформ не хватает не только политической воли властей, компетентных чиновников, но и активности общественных организаций, родителей школьников.

Нет также действенного механизма, с помощью которого можно было реализовать прогрессивные идеи, – констатирует Владимир Мацкевич.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up