Новости / Общество

Учеба за границей: кто даст денег бедному студенту?

12.03.2015, 11:06 / remove_red_eye 197 / chat_bubble

И как убрать «железный занавес» Минобразования?

Для проведения реформы система образования Беларуси должна быть открыта миру, а белорусские студенты и преподаватели — иметь возможность ездить за рубеж на стажировки и учебу. Пока по уровню интернационализации Беларусь не достигла даже показателей советских времен, пишет «Заўтра тваёй краіны«.

Хотя доля иностранных студентов постоянно увеличивается и достигла почти 16 тысяч человек (около 4% всех студентов), уровень мобильности белорусских вузов не соответствует нормам Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), показал анализ состояния интернационализации высшего образования в Беларуси.

Эксперт в сфере высшего образования Павел Терешкович отмечает, что несоответствие белорусской системы высшего образования базовым параметрам ЕПВО «негативно сказывается на развитии самого образования и экономики Беларуси».

РЕКЛАМА

Чтобы поехать на стажировку сроком более 10 дней, студент или преподаватель белорусского вуза должен получить разрешение Минобразования.

Государственная образовательная политика ориентирована почти исключительно на увеличение численности иностранных студентов и не рассматривает интернационализацию в качестве ресурса инновационного развития, — считает эксперт. — Партнерские отношения белорусских вузов с иностранными учреждениями в большей степени носят декларативный характер, ориентированы преимущественно на воспроизводство контактов в рамках бывших республик Советского Союза.

Активнее всего к нам едут учиться из стран СНГ, а также Туркменистана и Китая.

В сравнении со странами Европейского пространства высшего образования иностранных студентов в Беларуси немного. В Нидерландах, Норвегии, Финляндии и Нидерландах их около 14%, Эстонии – 9%, Чехии – 7%, Литве – 5%, Турции – 4%.

Связь между уровнем академической мобильности и качеством образования прямая: страны с высоким качеством образования привлекают студентов.

В свою очередь, высокий уровень мобильности увеличивает конкуренцию и повышает спрос на высокое качество образовательных услуг, – отмечает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.


Иностранных студентов становится больше, но их по-прежнему мало

Владимир Дунаев обращает внимание, что относительные величины присутствия иностранных студентов в Беларуси не дотягивают до показателей советских времен, когда в стране обучалось порядка 10% иностранных студентов (с учетом военных — 18%). По некоторым экспертным оценкам, доля иностранных студентов доходила до 15%.

Справедливости ради отметим, что в 2009 году доля иностранных студентов в целом по странам, входящим в Болонский процесс, составляла 10%.

К 2020 году планируется, что из тех, кто получит высшее образование, 20% пройдут стажировку или будут участвовать в исследованиях за рубежом. В абсолютных цифрах это выглядит так – в 2014–2015 учебном году только участниками программы Erasmus станут не менее 5 млн человек.

Во многом развитие мобильности и интернационализации сдерживает то, что Беларусь не входит в Болонский процесс.

Чтобы поехать на стажировку сроком более 10 дней, студент или преподаватель белорусского вуза должен получить разрешение Минобразования.

Комментируя этот факт на встрече с европейскими экспертами 4 марта, министр образования Беларуси Михаил Журавков сказал:

Со временем вузы будут сами решать вопросы стажировок. При этом мы хотели бы, чтобы стажировки были эффективными, не превращались в туризм. Необходимость брать разрешение повышает ответственность и соответствие целям стажировок.

Недоверие к студентам и преподавателям создает в сфере образования атмосферу, которая не способствует развитию академических свобод и улучшению качества образования.


РЕКЛАМА

Как найти деньги на стажировки?


В Бразилии есть специальный Фонд примерно для 100 тысяч студентов, которых отправляют за рубеж – в Китай в основном. Подобная программа есть и в США.

Проблема развития мобильности упирается даже не в идеологические вопросы, а в нехватку финансирования.

На поездки студентов и преподавателей в Беларуси попросту нет денег , – отмечает Павел Терешкович.

Система стажировок, ECTS-кредитов работает в Европе активно, в том числе и потому, что студенты не оплачивают свое обучение. Все расходы на жизнь за рубежом покрываются Европейским союзом и almamater.

В Беларуси средства, выделяемые государством на развитие академических обменов, мизерны и расходуются крайне не рационально, считает Павел Терешкович.

Решающее значение в развитии этих процессов имеют зарубежные программы (Европейского союза, Швеции), самостоятельная мобильность белорусских преподавателей и студентов. Локомотивами интернационализации белорусской системы высшей школы являются программы Европейского союза, Германии, Швеции и Польши, — говорит эксперт.

По его мнению, интернационализация развивается вопреки, а не благодаря государственной образовательной политике. Закономерным следствием этого стало невыполнение прогнозных показателей по привлечению иностранных студентов.

К тому же есть проблема согласования программ и признания кредитов белорусских и европейских вузов. Программа развития высшей школы пока не предусматривает возможности мобильности, хотя в Кодексе об образовании студенческая мобильность упоминается, — отмечает Павел Терешкович.

Как реформировать образование, чтобы мобильность активизировалась – с учетом того, что в ближайшее время богаче образование в Беларуси не станет?

Павел Терешкович считает хорошей идею оргкомитета объединения «Молодые христианские демократы» по созданию независимого национального фонда поддержки студенческой мобильности. Это предложение было изложено в петиции в Министерство образования, Совет Министров, Палату представителей и Администрацию президента.

Владимир Дунаев отмечает: именно так поступают в большинстве стран – организовывают фонды.

Практика создания подобных фондов активно работает в сфере образования. Среди постсоветских стран они создаются в Казахстане. В Бразилии есть программа примерно для 100 тысяч студентов, которых отправляют за рубеж – в Китай в основном. Подобная программа есть и в США. Вполне возможно, что фонд позволил бы примерно 20% студентов белорусских вузов включиться в программы академического обмена с университетами по всему миру.

В любом случае, по мнению Павла Терешковича, без академического обмена просто невозможно развиваться.

Высшее образование является локомотивом перемен. Не ознакомившись с опытом передовых вузов, сложно продвигать прогрессивные идеи здесь, – резюмирует Павел Терешкович.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up