Автор: Ольга ШИРОКОСТУП

15:33, 7 февраля 2015

Общество

remove_red_eye 280

Барановичские школы стали главным местом республиканского эксперимента

Школы г. Барановичи стали главным местом республиканского эксперимента, проводимого Министерством образования. По его результатам примут решение, каким быть финансированию образования страны.

С 1 января во всех школах г. Барановичи, а также в отдельных школах других городов РБ проходит эксперимент по апробации подушевого и отраслевого финансирования: школы получат деньги в зависимости от числа учащихся, а некоторым учителям начнут, наконец, доплачивать за так называемые несвойственные функции.

Почему именно наш город стал экспериментальным, в Министерстве образования пояснить не смогли. По словам Елены Соловей, начальника отдела образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома, о новом финансировании наших школ стало известно несколько лет назад.

– Минобразования предложило нам, и бывший председатель горисполкома Виктор Дичковский дал добро. А уже в прошлом году стало точно известно, что барановичские школы перейдут на подушевое финансирование. Несколько месяцев мы подавали данные о наполняемости школ, Министерство готовило необходимые документы, – рассказала «IP» Елена Соловей.

РЕКЛАМА

Пока в городских школах не знают, чего ожидать от нового финансирования, и просят повременить с комментариями хотя бы пару месяцев.

– Нам самим нужно разобраться, составить сметы, поработать по-новому несколько месяцев, тогда сможем сказать, что это значит – подушевое финансирование, – сказал директор СШ №3 Александр Мартынов.

Заместитель председателя общественной организации «Таварыства беларускай школы» Тамара Мацкевич считает же подушевое финансирование хорошим стимулом для улучшения образования и создания конкуренции между школами.

– Администрации школ будут заинтересованы, чтобы как можно больше детей пришло именно к ним. Поэтому «слабые» школы начнут лучше работать, вкладывать в повышение квалификации своих учителей, а как результат – хорошая успеваемость и образованность учеников, – сказала она.

Деньги – на каждого ученика


В декабре прошлого года Совет Министров принял постановление №1199, согласно которому был установлен базовый норматив в размере 11 млн 807,6 тыс. руб. Такая сумма рассчитана на содержание одного школьника в год.

Кроме того, в этом постановлении установлены коэффициенты для разных учреждений образования. Например, для старших классов гимназий установлен коэффициент 1,26, то есть на одного ученика сумма от норматива в 11,8 млн вырастет на 26%, а вот для младшеклассников коэффициент – 0,799, то есть на школьника 1–4 классов будет выделено менее 11 миллионов.

– Рассчитанный определенной школой норматив умножаем на число учащихся и получаем финансирование отдельной школы, – пояснила «IP» заместитель главного бухгалтера Софья Пытель. – Это хороший проект, ведь каждая школа получит определенную сумму, часть которой уйдет на зарплаты, а часть – на обновление классов. А директор лучше знает, куда в первую очередь нужно потратить деньги.

Несмотря на изменение финансирования школ, деньги на образование по-прежнему будут выделяться из городского бюджета. В 2015 году на образование запланировано 407 млрд руб., такую цифру озвучила начальник финансового отдела горисполкома Елена Данилова на заседании горсовета 23 декабря, однако пока не было официального публикования бюджета и цифра может немного измениться.

С учетом того, что пилотный проект финансируется только городом, в бюджете на текущий год значительно снижены статьи расходов на капремонт.

– Мы ожидаем, что в этом году вырастет зарплата учителей, школы смогут обновить кабинеты (эти статьи предусмотрены по пилотному проекту). Но по сравнению с прошлым годом денег на ремонт будет меньше. Надеемся, что на эти нужды мы получим дополнительное финансирование из области, – сказала «IP» Елена Соловей.

В Брестском облисполкоме пока не уверены в том, что смогут помочь с финансированием пилотного проекта.

– Областной бюджет предусмотрел для города все, что положено по нормативу. Область окажет содействие городу в рамках централизованных программ по закупкам кабинетов. Мы обновим кабинеты информатики, которым более 10 лет. Пока ничего добавить не могу, – коротко сказал «IP» первый заместитель начальника управления образования облисполкома Александр Жук.

Тамара Мацкевич уверена, что финансирования только из местного бюджета недостаточно.

– Для такого проекта нужно увеличить финансирование образования, привлечь средства из областного или республиканского бюджета. А если финансирование оставить прежним и ждать, например, роста заработков учителей, понятно, что в чем-то школы потеряют, – пояснила она.

Учителям – доплаты за дополнительный труд


Кроме подушевого финансирования, пять барановичских школ включили в еще один эксперимент – по отраслевому финансированию. Теперь в гимназии №5, а также школах №7, 14, 19, 20 учителям будут доплачивать за дополнительную работу или так называемые несвойственные функции.

РЕКЛАМА

– Если раньше, предположим, учителю приходилось работать в пришкольном лагере бесплатно, то сейчас эту работу будут стимулировать денежно. Это касается и посещения семей, и проведения культурных мероприятий с детьми. Кроме этого, учителям будет насчитываться зарплата по новой формуле, пока сложно сказать на сколько, но заработки наверняка вырастут, – пояснила «IP» Софья Пытель.

В программу по отраслевому финансированию вошли школы с большой численностью и наполняемостью.

– Если в нашей гимназии 960 человек при мощности 700, то мы будем в выгодном положении, а вот там, где детей мало – вряд ли. Я думаю, что отраслевое финансирование – это стимул для учителя много и хорошо работать. Посмотрим, что получится, но пока в новой системе финансирования вижу только плюсы, – сказала «IP» директор гимназии №5 Татьяна Шестак.

Эксперимент продлится в Барановичах до конца 2015 года, по результатам чего Минобразования будет принимать решение о том, чтобы оставить новое или вернуть в школы прежнее финансирование.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up