Автор: Наталья СЕМЕНОВИЧ

13:21, 29 ноября 2014

Культура

remove_red_eye 216

Почему баянист и композитор из Барановичей уехал жить и работать в Чехию?

Чем отличается белорусский зритель от западноевропейского и почему музыкальная жизнь в Беларуси не столь активна, как в Чехии, рассказал уроженец г. Барановичи баянист и композитор Александр Ясинский, который сейчас живет и работает в Праге.

25-летний Александр Ясинский, выпускник средней школы №21, закончил колледж при Белорусской академии музыки, потом саму академию, затем Пражскую консерваторию. Он участвовал и участвует в многочисленных проектах Беларуси и других стран: BosaeSonca, The Unlimited Trio, Fratrez, Iva Marešová, Radka Fišarová… В этом году Александр впервые организовал свой первый сольный тур – выступил в Праге, Берлине, Познани, Бельсе, Белостоке, Минске, а также в родных Барановичах.

«Как все «нормальные» парни, хотел играть на гитаре»

Школа №21, где я учился, с музыкально-эстетическим уклоном, и со второго класса нас обучали игре на музыкальных инструментах. Как все «нормальные» парни, я хотел играть на гитаре, но моя первая учительница Елена Владимировна Залетова «обработала» мою маму (за что я ей очень благодарен), и мама записала меня на баян. Папа тогда сказал: «Потом он нам будет говорить, что хотел играть на гитаре, а мы отдали его на баян, и бросит занятия музыкой!» Но получилось так, что музыка и баян стали моей жизнью.

РЕКЛАМА

О профессиональном выборе


Профессионально заняться музыкой решил в 14 лет. Естественно, мне говорили, что это сложная и непрестижная профессия, что придется много работать и не всегда труд будет высоко оценен. Но это был мой осознанный выбор. Я знал, что если выберу другую профессию (мне, к примеру, нравились иностранные языки), то, в принципе, тоже смогу что-то делать. Но ни в одной профессии я тогда не видел ничего, что давала и могла дать мне музыка. И я благодарен родителям и педагогам, особенно моей учительнице по музыке Ирине Сергеевне Жуховцовой, которые очень меня поддержали.

Не только свадебный инструмент


Когда я начинал играть на баяне и особенно, когда в 2005 году пошел учиться в колледж при Академии музыки, я ощущал, что статус моего инструмента хуже, чем других. Для многих баян – это инструмент для свадеб, деревенский – чтобы играть народные песни, и все. В колледже в основном были скрипачи, виолончелисты, пианисты – «голубая кровь» музыки, аристократы – и они все очень скептически ко мне (и вообще к баянистам) относились.
Я постоянно ощущал потребность заявить о себе, показать, что есть серьезная музыка и интересные жанры и для баяна, что с этим инструментом можно экспериментировать. На самом деле в баяне и по сей день спрятаны возможности, которые мы – баянисты – ввиду своей лени не используем. Этому инструменту еще можно дать развитие и баянистам еще есть куда расти.

«Все свои произведения «примеряю» на Беларусь»

В Чехии живу три года, но остаюсь белорусом. Знаете, когда пересекаю границу и смотрю в окно, настолько хорошо на душе… В Чехии и природа разнообразнее, и горы есть, и ущелья, а у нас вроде как и просто, но смотришь – и не можешь глаз оторвать.

Естественно, очень скучаю и по семье, и по дому, и по родному слушателю, поэтому возвращение в Беларусь – всегда яркое и радостное событие для меня. Живя в Праге, я не теряю связь с белорусскими проектами и стараюсь почаще выступать на родине. Кстати, все, что я делаю, все равно делаю для белорусов. Я не знаю, что сочинить для чехов! Все свои произведения «примеряю» на Беларусь, на нашего слушателя.

Самый строгий судья – папа


Первый слушатель моих новых музыкальных произведений – папа. Мне важно его мнение, потому что папа – самый строгий судья. Он работает врачом, но хорошо разбирается в музыке. Поэтому всегда скажет, если что-то не так. Все обычно хвалят, говорят, что хорошо. Это, конечно, здорово, тешит самолюбие. Но на самом деле я прекрасно понимаю, что есть недоработки. А папа – это такой серьезный взгляд со стороны, он всегда укажет и подскажет.

О белорусском зрителе

Выступление – это какой-то химический процесс. Ты можешь стараться, но на чувства зрителей никак не повлияешь… Бывает, играешь и понимаешь: не цепляет! И не важно, где выступаешь – в Беларуси или в Чехии. К счастью, такое бывает редко.

А вообще, белорусский зритель более восприимчив к каким-то глубинным вещам, он более благодарный. В Праге зритель пресыщен музыкой. Там много мест, где звучит музыка разного уровня, разных направлений и стилей. Наши слушатели более восприимчивы: я чувствую, что им нравится, чувствую их настрой, эмоции. А когда видишь слезы на глазах, это просто что-то невероятное!

«Никто о тебе не позаботится. Ни в Чехии, ни в Беларуси»

Увы, я тоже в свое время был подвержен стереотипу, что в Беларуси очень мало шансов куда-то пробиться и что-то сделать, а за границей, мол, все проще и лучше. Конечно, если сравнивать музыкальную жизнь Беларуси и Чехии, то у нас она не так активна, как там.

Почему? Сложный вопрос. Возможно, из-за экономических условий, возможно, из-за каких-то административных преград, возможно, наши музыканты не очень и хотят что-то делать. Но все равно, мне кажется, ситуация сегодня более благоприятная, чем несколько лет назад. Надо начинать. Нужно самим становиться двигателями музыкальной жизни и пытаться создать и улучшить белорусскую музыкальную индустрию.

У нас же в Барановичах музыкальное училище столько музыкантов готовит – где они?! Почему их не слышно? Хочется, чтобы музыка и в Барановичах, и в стране в целом развивалась, чтобы проходило много разных фестивалей.

Мне хотелось бы пожелать барановичским музыкантам устраивать концерты, фестивали (даже небольшие), быть отважными, пробовать, экспериментировать. Нужно самим стремиться, пробиваться, потому что никто о нас – музыкантах – не позаботится. Ни в Чехии, ни в Беларуси.

РЕКЛАМА

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up