Как живут беженцы из Украины в Барановичах
Прошел почти месяц с того момента, как эта семья из четырех человек появилась в нашем городе. Бежать в Барановичи, как и другие украинские семьи, их вынудила война.
Когда в интернет-пространстве появилось объявление о том, что в Барановичи приехала семья беженцев из Украины, горожане тут же откликнулись. В дом по улице Фабричной, где на последние деньги семья из Суходольска сняла квартиру, потянулись люди. Они приносили одежду, предметы первой необходимости, деньги и продукты. Меньше чем за неделю ребят буквально завалили гуманитарной помощью.
Поэтому, собираясь на интервью, я битый час бегала по дому как угорелая в поисках чего-нибудь, что могло бы пригодиться молодой семье. Нести «что попало» не хотелось, и в итоге я решила обойтись «чем-нибудь» съестным.
Увидев меня с пакетом, Оля неловко улыбнулась:
– Спасибо, не стоило.
В Барановичи девушка приехала вместе с мужем Денисом, матерью Светланой и дочкой Анечкой. На вопрос, почему они выбрали наш город, Оля отвечает:
– Моя мама родом отсюда. Здесь у нас остались родственники, мы надеялись, они помогут.
– Помогли?
– Да. На ночь пустили, а дальше мы сами, – выдержав паузу, девушка добавляет, – главное, что все самое страшное позади.
Главное отличие – в отношении к России
– Мы долго не обращали внимания на события, происходящие вокруг, – говорит Ольга. – Западная Украина всегда отличалась от Донбасса и главное отличие было в отношении к России. То, что запад недолюбливает русских, ни для кого не секрет. Моя младшая сестра играла в кукольном театре, и каждый раз, когда группа ездила на гастроли в Западную Украину, режиссер вносил поправки в сценарий. Никакой тут вам «русской души» и «русским духом» пахнуть не должно. С такими странностями мы сталкивались постоянно. И даже когда качнулся Майдан, думали, что нужно подождать немного и все закончится.
Обстрелы начались в мае
– Первая бомба упала в Луганске 31 мая, погибли люди. Это были первые жертвы войны. Именно тогда мы осознали серьезность происходящего, – продолжает Ольга. – Чтобы обезопасить себя, люди начали оборудовать подвалы, строить укрытия. Но когда военные разбомбили водопровод, мы остались без воды. Вскоре пропал газ и начались проблемы со связью и электричеством, мы начали задумываться над переездом. Последней каплей стала бомбардировка нашего города 6 августа, когда без объявления воздушной тревоги среди ясного дня город бомбили с самолетов. На следующий день мы купили билеты на поезд и уехали из страны.
Белорусы невероятно отзывчивые
– Первое время в чужом городе было сложно. В управлении по гражданству и миграции нас поставили перед фактом: если за три месяца мы не найдем государственную работу – нас депортируют домой. А куда домой? Не уверена, есть ли он еще, наш дом, – сокрушается Ольга. – Конечно, мы стали искать работу. Дениса взяли почти сразу: директор ЖБИ пошел навстречу, сказал, ему нужны толковые парни, а вот со мной и мамой никто связываться не хотел. Одни говорили – нет нужных документов, другие – что нужен вид на жительство (получить его можно только устроившись на работу), в отделе кадров на БПХО в открытую сказали, им проще взять работников из Бангладеш, чем беженцев из Украины. Правда, после выхода Указа стало полегче, мне обещают работу в детском саду, а вот маму пока даже гардеробщицей не берут.
Жизнь в новом городе
– Наш родной город Суходольск почти в восемь раз меньше Барановичей. Но даже в военное время жизнь в Украине требует меньших затрат. Последние деньги в Беларуси ушли на оформление временных документов и квартиру, в которой практически не было мебели. На питание остались «копейки». Не было у нас и теплых вещей: ехали налегке.
Мы решили попросить помощи у горожан и написали письмо на сайт с объявлениями. В тот же день нам позвонили горожане и предложили помощь. Подарили холодильник, помогли застеклить окна. В день приходило по несколько человек. В основном приносили одежду. Мы себе оставляли самое необходимое, а остальное передавали в церковь, мало ли еще обездоленных людей, которым нужна помощь. Вроде привыкаем, – говорит Ольга. – Но и сегодня, когда семья уже в безопасности, я очень пугаюсь, когда посреди ночи слышу звук приближающегося самолета. А дочка плачет всякий раз, когда за окном взрываются фейерверки. В такие моменты я понимаю, что мы поступили правильно, оставив все – квартиру, вещи, родных, и приехав сюда.
В тему
Граждане Украины обязаны зарегистрироваться в подразделении по гражданству и миграции по месту жительства не позднее 30 суток со дня въезда в страну. Срок временного пребывания граждан Украины в Республике Беларусь не может превышать 90 суток в полугодии и 180 суток в календарном году.
На сегодняшний день около 100 украинских граждан обратились с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в РБ. Все ходатайства граждан Украины о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в РБ находятся на рассмотрении в соответствующих государственных органах.
Кстати
В нашей стране действуют четыре центра временного размещения для лиц, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в РБ: в Витебске, Гомеле, Бресте и Минске. В настоящее время 872 иностранца имеют статус беженца на территории Беларуси. Всего около 4 тыс. иностранцев с 1997 года обращались в компетентные органы республики с ходатайством о предоставлении им статуса беженца или дополнительной защиты.