Автор: Виктор ЛИСТОПАДОВ

10:38, 23 сентября 2014

Общество

remove_red_eye 38

Где найти источники финансирования образования?

Кто подготовит преподавателей к академическим свободам и когда белорусы получат право на образовательный отпуск?

В системе образования Беларуси мало что меняется. Тем временем в 2015 году возможно рассмотрение вопроса о вхождении Беларуси в Болонский процесс. Многое зависит от того, удастся ли властям раскрепостить вузы.

И в этом может помочь неформальное образование.

Вузы не готовы к свободе

РЕКЛАМА

Любые изменения и реформы должны учитывать и возможности неформального образования, считает координатор Летучего университета Татьяна Водолажская. Именно оно задает развитие в содержании и формах образования в целом.

Эксперты часто указывают на неготовность белорусских преподавателей к академическим свободам. 

— Формализованное образование тесно связано с экономикой, оно сложно изменяется. И было бы странно, если бы любые веяния меняли структуру или программы в вузах. А неформальное — это место для инноваций и поиска, — поясняет эксперт.

Студенты, которые задействованы в образовательных инициативах, видят разные подходы и схемы, могут сравнивать и оценивать. Это вносит элемент свободы и развития во всю систему образования.

Беларуси отказали в присоединении к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО) как раз потому, что страна не выполняет такие принципы Болонского процесса, как академические свободы, институциональная автономия и общественное участие в управлении высшим образованием.

Академические свободы требуют от преподавателей очень больших усилий по осознанию места своего курса в общей стратегии университета, смелости и ответственности.

Однако далеко не все эти принципы можно ввести решением сверху. Эксперты часто указывают на неготовность белорусских преподавателей к академическим свободам. Именно неформальное образование порождает потребность в них.

– Развитие инициатив в системе неформального образования, формирование пространств, где есть дух академической свободы, может подвинуть к изменениям и в университетской системе в целом, — считает Татьяна Водолажская

Эксперт отмечает: даже если бы теперь страна вошла в Болонский процесс, готовность академического сообщества к реформам наверняка вызывала бы много вопросов. Для реальных изменений необходимо освоение альтернативного образа жизни в системе образования. Об этом не стоит забывать и экспертам, которые предлагают свои рецепты лечения образования в рамках проекта «Рефорум».

– От сегодняшней атмосферы в белорусском образовании, кажется, все страдают, но полная свобода также сложна. Академические свободы требуют от преподавателей очень больших усилий по осознанию места своего курса в общей стратегии университета, смелости и ответственности. И если преподаватель имеет опыт, приобретенный в системе дополнительного образования, то он готов к реформам более других, — считает координатор Летучего университета.


Поддерживать образование — это немодно

Среди обстоятельств, которые сдерживают движение системы неформального образования вперед, Татьяна Водолажская называет сложные условия для развития третьего сектора, которые сковывают возможности развития инициатив.

– Задачи локального уровня ставятся, но глобальные сильно скованы условиями деятельности. Есть проблемы аренды помещения, регистрации, попадания в жесткие условия выживания, а не развития, — перечисляет эксперт.

В стране неблагоприятная обстановка для привлечения внутреннего финансирования. Это немодно. Да и для бизнеса, готового поддерживать в стране те или иные проекты, нет преференций.

— Именно внутренние ресурсы должны в первую очередь быть источником общественно-значимых проектов в стране, образовательных в том числе. Это нормально, когда граждане заинтересованы в развитии своей страны. Думаю, со временем таких людей будет все больше, хотя это процесс небыстрый и образование пока не является приоритетной сферой для бизнеса, — прогнозирует эксперт.


РЕКЛАМА

«Неформальное образование нельзя недооценивать»


Во всем мире любые виды получения дополнительного образования приветствуются. Повышение квалификации стимулируется государством и работодателем.

Согласно законодательству, общественные организации не могут заниматься прямой хозяйственной деятельностью, то есть брать плату за обучение, поясняет председатель Совета ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрий Карпиевич.

— Прямой возможности нет, значит, должны быть зарегистрированы другие структуры. Обязательной является регистрация иностранной помощи, что связано с рядом сложностей. Общественные организации, у которых есть партнеры за рубежом, хорошо знакомы с распространенной формулировкой отказов в регистрации «Не видим целесообразности». Других объяснений, как правило, нет, — рассказывает эксперт.

В результате неблагоприятных рамочных условий потенциал неформального образования не реализуется в полной мере.

Хотя этот сегмент, по мнению эксперта, представлен в Беларуси очень широко. Это деятельность и коммерческих организаций, и третьего сектора, и государственных структур (музеев, библиотек, вузов).

– Неформальное образование нельзя недооценивать, — считает Дмитрий Карпиевич.

В этой сфере наблюдается высокая мотивация, активность обучающихся и заинтересованность преподавателей. Здесь апробируются новые подходы, методы и методология. Появляются новые направления.

На Западе есть образовательный отпуск, когда работнику предоставляется три оплачиваемых дня в году для обучения.

— Именно отсюда в формальное образование представители академического сообщества вносят приобретенные инновационные знания, опыт, накопленный за рубежом и в общественных организациях, — убежден эксперт.

Во всем мире любые виды получения дополнительного образования приветствуются. Повышение квалификации стимулируется государством и работодателем.


Есть даже такое понятие – образовательный отпуск, когда работнику предоставляется три оплачиваемых дня в году для обучения. Причем речь идет не о профессиональном обучении, а об освоении компетенций, важных для личного и гражданского развития и роста, — рассказывает Дмитрий Карпиевич.

В Беларуси, по его мнению, есть большой интеграционный потенциал формального и неформального образования. И успешные примеры также есть. Например, институт третьего возраста в Бресте создавался при партнерстве территориального центра обслуживания населения Ленинского района Бреста и Брестского государственного университета.

Школа теряет потенциал. Для образовательной деятельности важно анализировать свои действия, изучать опыт других. Общественные организации могли бы содействовать вовлечению учителей в международные проекты, изучение зарубежного опыта. 

– Они совместно реализовали идею института третьего возраста. Это пример сотрудничества академического образования и территориального центра, который выступил в данном случае как провайдер неформального образования. Таких примеров достаточно много, — говорит председатель Совета ассоциации дополнительного образования и просвещения.

Дмитрий Карпиевич сожалеет, что большинство общественных организаций практически не могут работать в системе среднего образования.

– Школа теряет потенциал. Для образовательной деятельности важно анализировать свои действия, изучать опыт других. Общественные организации могли бы содействовать вовлечению учителей в международные проекты, изучение зарубежного опыта. Пилотные проекты в этой сфере есть, и их эффективность очевидна, — считает эксперт.

В целом для развития и реформирования системы образования, для того, чтобы она была адекватна вызовам современности, в стране должно развиваться и формальное и неформальное образование. Ни один из сегментов решить все проблемы в одиночку не сможет, подчеркивает эксперт.

Заўтра тваёй краіны

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up