Новости / Общество

«Профессиональные» болезни школьников

20.09.2014, 0:54 / remove_red_eye 324 / chat_bubble

Лишь каждый четвертый барановичский школьник здоров, остальные имеют различные заболевания. При этом особую тревогу у медиков вызывает ухудшение зрения у детей: треть старшеклассников наблюдается у окулиста. 

Результаты школьных медицинских осмотров констатируют тот факт, что здоровье школьников с каждым годом ухудшается: если в 2009 году здоровыми были признаны почти 28% учащихся барановичских школ, то в прошлом году этот показатель снизился до 26,7%.

При этом, как отмечают медики, за время обучения количество здоровых школьников уменьшается. Если в первом классе здоровы 32% детей, то к выпускному – всего 15%.

Катастрофически падает зрение…

РЕКЛАМА

Заболевания глаз еще несколько лет назад занимали 3-4 позицию в списке так называемых «школьных» болезней. Сегодня это проблема №1. И чем старше класс, тем больше в нем ребят в очках.

Среди барановичских дошкольников, по данным на конец 2013 года, заболеваниями органов зрения страдали почти 4% детей, среди первоклассников – около 7%, а среди учащихся 9 классов – больше 32%!

Впрочем, и это, как подчеркивают медики, не реальная картина: многие современные школьники носят линзы, и проблемы со зрением при медосмотре школьные фельдшеры у них не отмечают.

…И нарушается осанка


Еще одно наиболее распространенное «школьное» заболевание среди барановичских учащихся – нарушение опорно-двигательного аппарата. По статистике, сколиоз и нарушение осанки, которые появляются из-за длительного сидения за партой в неправильной позе, отмечаются у каждого десятого школьника.

– Сегодняшние дети ведут малоподвижный образ жизни: мало двигаются, мало играют. Раньше школьники вечерами в футбол играли, и жители близлежащих домов боялись за свои окна. Теперь площадки во дворах травой зарастают, потому что дети проводят время за компьютерами, – заметила Людмила Фомина, заведующая педиатрическим отделением № 3 Барановичской детской поликлиники. 

 
Как и в случае со зрением, число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по пути из 1-го в 11-й класс увеличивается: у старшеклассников такие заболевания выявляются в шесть раз чаще, чем у учащихся младших классов.

Нарушение осанки, по словам медиков, в свою очередь может привести не только к появлению комплексов у ребенка, но и стать причиной других серьезных проблем: нарушения кровообращения, смещения внутренних органов, развития остеохондроза.

Нет моды на семейное здоровье

Барановичские медики отмечают: связывать возникающие у детей заболевания только со школой – неправильно. О сохранении здоровья школьников педагоги, конечно, заботятся мало – на первом месте у них уровень образования учащихся, а вот родителям следовало бы больше времени уделять этому вопросу.

– Родители зачастую не контролируют, как долго их ребенок находится за компьютером, у телевизора, в какой позе он сидит, выполняя домашнее задание, достаточно ли освещения на рабочем столе. В результате – ухудшение зрения и нарушение осанки, – пояснил Дмитрий Бондарь, заведующий отделением гигиены детей и подростков ГУ «Зональный центр гигиены и эпидемиологии».

Не способствует укреплению здоровья школьников и психологический климат в семьях. Стрессы в школе и стрессы дома приводят к тому, что дети находятся в постоянном напряжении.

По мнению Людмилы Фоминой, свою негативную роль в том, что сегодняшние дети имеют «букеты» заболеваний, играет то, что в барановичских семьях нет моды на здоровье. Вместо того чтобы погулять с ребенком в подвижные игры, покататься всей семьей на велосипеде, родители проводят выходные за компьютером. Ну, а дети берут с них пример.  

– Многое зависит от родителей. Поэтому, если они хотят, чтобы ребенок был здоров, стоит больше внимания уделять образу жизни всей семьи: режиму дня, питанию, физическим занятиям, – отметил Дмитрий Бондарь.

Как помочь ребенку «влиться» в образовательный процесс?


Начало школьного года – стресс для всех учащихся. Как пережить его с наименьшими последствиями, советует психолог Ольга Химичева.

Интересуйтесь школьными делами и заботами ребенка, серьезно относитесь к его достижениям и возможным трудностям.
Помните: ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

РЕКЛАМА

Поддержите школьника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Школа существенно меняет жизнь ребенка, но не должна лишать ее многообразия, радости, игры. У учащегося должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Сколько «весят» знания?

Учащаяся 4-го класса Анжела Котик взвешивается во дворе школы. Вес ее портфеля оказался тяжелее нормы почти на килограмм. Фото: Александр ТРИПУТЬКО

Учащаяся 4-го класса Анжела Котик взвешивается во дворе школы. Вес ее портфеля оказался тяжелее нормы почти на килограмм. Фото: Александр ТРИПУТЬКО


Общий вес ранца, утверждают медики, не должен превышать 10% от массы тела школьника. Чтобы выяснить, сколько на самом деле весит портфель учащегося, корреспондент Intex-press отправилась в школу, где взвесила ранцы спешащих на уроки детей.

Весы во дворе школы №12 у школьников вызывают интерес:

– А зачем это? Портфель взвешивать? А мой взвесите?

Четвероклассница Анжела, сбросив с плеч объемный рюкзак, уверенно становится на весы – 42 кг. Затем быстро спрыгивает и водружает портфель, который, по идее, должен весить килограмма четыре. Но стрелка на весах замерла около отметки в 5 кг. Перевес!

 
– А нам тетрадки по трем письменным предметам сказали принести, – объясняет девчушка и быстро убегает с друзьями.
Рюкзак второклассника Алексея также превышает норму почти на килограмм.

– У него физкультура сегодня, поэтому в портфеле кроме учебников и тетрадок еще и спортивная форма,  – говорит мама школьника.

У других учащихся начальных классов «вес» школьных знаний не превышает установленные 10% от массы тела ребенка. Сопровождающие детей родители отмечают, что учебники по предметам теперь разделены на две части, поэтому и вес их небольшой.

Старшеклассники от процедуры взвешивания отказываются. Девушки, завидев весы, прибавляют шаг, парни отнекиваются: мол, не мужское это дело.

Наконец на весы решается стать девятиклассница. Глубокий вдох и встревоженный взгляд сквозь зажмуренные ресницы: не слишком ли много вешу? 50 килограммов. Затем на весы отправляется ее рюкзак – 3 кг. Меньше чем у учащихся начальных классов! Школьница по секрету признается: учебники «половинит» с соседкой по парте – одна, к примеру, принесла учебник русского языка, а вторая учебник по алгебре. Зачем тащить тяжести? 

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up