Новости / Общество

Почему белорусские вузы занимают низкие места в международных рейтингах

5.09.2014, 11:25 / remove_red_eye 103 / chat_bubble

Для оценки работы вузов существует множество рейтингов, на основании которых формируется мировой престиж учебного заведения. В опубликованном в августе международном рейтинге "Вебометрика" из белорусских вузов только БГУ смог попасть в 1000 лучших на планете, оказавшись на 673-м месте. Подходят ли эти рейтинги для оценки работы наших университетов?

Нужно ли стремиться занимать в них высокие места? Почему белорусский национальный рейтинг оказался провальным? Накануне нового учебного года об этом рассуждает эксперт в области образования, заведующий кафедрой Белорусского государственного технологического университета Сергей Ветохин.


Что такое «Вебометрика» и подходит ли она для оценки наших вузов?

РЕКЛАМА


Для национальных потребителей услуг – студентов, их родителей, работодателей, органов местного самоуправления – необходим эффективный «домашний» рейтинг.

«Вебометрика», в которой БГУ занял 673 место, БНТУ – 1937-е, Гродненский госуниверситет – 2154-е, а БГУИР – 3127-е, появилась в 1997 году. По сути, она позволяет сравнить объем, наполнение и активность использования интернет-сайта вуза. Реализацией этих принципов занимается на международной арене испанская компания Cybermetrics Lab.

«Вебометрика» включает 4 показателя:

– количество ссылок на интернет-ресурс вуза с других сайтов, обнаруженных системами Google, Yahoo, Live Search и Exalead;

– количество полноценных текстовых файлов, таких как doc, txt, pdf и некоторых других, обнаруженных Google;

– общее количество страниц сайта;

– количество размещенных на сайте статей и их цитирований по данным Google Scholar.

К оценке обычной активности и объема добавляется и условная ценность приведенных публикаций, выраженная в интенсивности их цитирования другими авторами. Ссылки на «себя любимого» не засчитываются.

«Вебометрика» показывает популярность университетского сайта, его раскрученность. Поэтому подняться в нем с 10-тысячного на 5-тысячное место несложно, если использовать известные методы продвижения сайта и следить за наполнением разделов. А вот выше пройти непросто, поскольку тут понадобится по-настоящему востребованный и информационно наполненный сайт, что требует повседневной работы всех сотрудников университета с сетевыми ресурсами. Эта работа скажется на активности студентов, которые увидят пользу от сайта альма-матер.

Еще сложнее с выполнением четвертого показателя («цитирование»), поскольку заставить коллег цитировать псевдонаучные публикации вряд ли удастся. В какой-то степени поможет перевод материалов на иностранные языки, ведь русскоязычная аудитория существенно меньше, чем читающая на английском. Но если цитировать нечего, а перевод выполнен непрофессионально, то ждать многого не стоит. По этому показателю наши сайты всегда будут отставать от европейских и американских, для которых аппарат данного рейтинга и приспособлен.

А вот сравнение качества отечественных сайтов между собой «Вебометрика» вполне обеспечивает.


Какие рейтинги вузов более предпочтительны для нас?

В некоторых рейтингах престижности у белорусских вузов нет шанса получить высокое место. Даже просто вхождение в число оцениваемых трех тысяч можно рассматривать как большое достижение.

Существенно лучше качество вуза оценивают рейтинги ведущих международных образовательных агентств. Среди них, на мой взгляд, на первом месте стоит QS World University Rankings, который ежегодно оценивает 3000 вузов на основе результатов опроса представителей академического сообщества (в 2013 году получено 62094 ответа на разосланные анкеты) и работодателей (27957 ответов). Это делает исследование крупнейшим в своем роде.

Рейтинг проводится по методике британского издания The Times Higher Education при участии информационной группы Thomson Reuters.

РЕКЛАМА

Оценка университетов в рейтинге QS производится на основе шести критериев:

– Академическая репутация – мнение преподавателей, ведущих научную работу, и руководства университетов, об уровне научной деятельности оцениваемого университета. Низкая интенсивность международного академического сотрудничества не позволяет объективно оценить наши вузы.

– Репутация среди работодателей – ее дают специалисты по персоналу и топ-менеджеры, непосредственно работающие с недавно нанятыми выпускниками вузов. Поскольку белорусские работодатели в число опрашиваемых не входят, надеяться на сколько-нибудь значимую оценку не приходится.

– Соотношение преподавательского состава к числу студентов. Эти данные проверяются по нескольким открытым источникам для большей достоверности. Учитывается число студентов дневной формы обучения и число штатных преподавателей, заочники считаются с коэффициентом 1 к 3. Этот показатель у наших университетов один из лучших в мире.

– Индекс цитируемости – количество цитирований опубликованных научных исследований, отнесенное к числу преподавателей и исследователей, работающих в вузе. С 2007 года расчет делается на основе базы данных Scopus. В расчет принимаются опубликованные за последние пять лет материалы, а самоцитирование не учитывается. Это один из самых сложных показателей для наших вузовских ученых.

– Доля иностранных студентов. QS учитывает студентов-иностранцев, обучающихся в вузе не менее семестра, кроме студентов по обмену. По этому показателю большая часть наших вузов занимает низкие позиции.

– Доля иностранных преподавателей. Учитываются преподаватели, работающие на условиях полной занятости либо на полставки, и проводящие в университете не менее одного семестра. По данному критерию уровень наших вузов практически нулевой.

Таким образом, в данном рейтинге престижности у белорусских вузов нет шанса получить высокое место. Даже просто вхождение в число оцениваемых трех тысяч можно рассматривать как большое достижение.

Все рейтинги в той или иной степени подвергаются критике.

Аналогичные рейтинги с разным числом показателей предлагают американские, китайские и иные агентства. Наиболее приближенным к нашим условиям можно считать рейтинг QS University Rankings: BRICS (адаптированный для блока Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) с 8 индикаторами, включающими дополнительно долю преподавателей с ученой степенью и их общую публикационную активность.

Существенной разницы с общим QS не дает, но позволяет хотя бы начислять баллы за несущественные для университетов-лидеров стороны деятельности.

Российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» недавно впервые подготовило рейтинг высших учебных заведений СНГ. Методика его была похожа на QS, но включала предварительный отбор на основе результатов Вебометрики: пропускались вузы, занявшие позиции в первых пяти тысячах. Поэтому только треть белорусских вузов была оценена, да и то заняла невысокие места.

Зачем белорусским вузам участвовать в международных рейтингах?

Министерство образования Беларуси также составило свой рейтинг на основе смешанных американо-российских подходов, который ничего, кроме критики, не вызвал. Как говорится, первый блин – комом. На мой взгляд, причина неудачи – неопределенность цели этого рейтинга. Может быть, он сыграет какую-то роль для абитуриентов, да и то с эффектом плацебо.

Правда, все рейтинги в той или иной степени подвергаются критике.

При этом считаю, что введение критерия по уровню открытости и доступности информации для наших вузов обязательно. Как пишет член Общественного болонского комитета Олег Граблевский, комментируя результаты «Вебометрики», даже ознакомиться с уставом на сайтах наших вузов – большая проблема.

Таким образом, участие белорусских университетов в различных рейтингах имеет смысл декларации присутствия на мировом рынке образовательных услуг. Министерству образования и руководству вузов следует обращать больше внимания на занимаемые места и прилагать должные усилия для повышения приобретаемой через них репутации.

Однако для национальных потребителей услуг – студентов, их родителей, работодателей, органов местного самоуправления – необходим эффективный «домашний» рейтинг. Он должен быть связан с престижностью и востребованностью приобретаемых профессий, стартовой заработной платой, скоростью карьерного роста, возможностью и целесообразностью продолжения обучения, а также обеспечением ключевых компетенций, отражающих профессиональную состоятельность.

TUT.BY

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up