Автор: Ольга ШИРОКОСТУП

9:56, 1 июня 2014

Общество

remove_red_eye 583

Стюардесса по имени Женя

Чтобы стать бортпроводником, главное – крепкое здоровье, любовь к небу и стальные нервы. Об особенностях работы стюардессы «IP» рассказала Евгения Сартакова, которая попала в авиацию случайно.

В 2011 году авиакомпания «Белавиа» совместно с tut.by проводила набор бортпроводников. Участники делали видеоролики на борту самолета, победителей выбирали зрители путем голосования в интернете. Барановичская девушка Евгения Сартакова пошла на этот конкурс из любопытства.

– Мой папа был военным летчиком, с детства уговаривал меня стать стюардессой. Но я решила поступить в университет иностранных языков, после окончания учебы работала в турагентстве. На конкурс стюардесс пошла потому, что было интересно поучаствовать в кастинге и «попробовать» себя на съемках, – рассказывает Женя.
В итоге она попала в число шести конкурсантов, которые вышли в финал и прошли обучение на бортпроводника.

Кастинг и медкомиссия

РЕКЛАМА

Чтобы стать стюардессой, недостаточно быть красивой и стройной девушкой. Главное – пройти медкомиссию.
– Хотя я устраивалась на работу во время конкурса, отбор был жесткий и никаких поблажек  не делали. Мне казалось, что нас готовят в космонавты! Около половины участников отсеялось именно по здоровью, – рассказывает Женя.

Кроме медкомиссии, нужно пройти кастинг в авиакомпании.

– Это далеко не «модный приговор» с обсуждением твоей внешности – на кастинге в основном смотрят на коммуникабельность и знание английского. Если у тебя нет образования в области иностранных языков, не страшно, главное – знать базовый уровень, хотя предпочтение, вероятнее, отдадут тому, кто знает несколько языков, – говорит Женя.

Для стюардесс нет писаных правил по внешности,  тем не менее все стараются следить за своим внешним видом.
– Наверное, люди, работающие в небе, просто хорошо сохраняются. У нас есть женщины, которым за 40 лет, а они очень стройные и красивые, при этом не посещают тренажерных залов и не сидят на диетах, – рассказывает Женя. – Еще наша рабочая форма – это гордость, поэтому все работники носят ее опрятно и готовятся к рейсу как к «выходу в свет».

Главное – обеспечение безопасности

После медкомиссии и кастинга будущие стюардессы и стюарды проходят обучение на специальных тренажерах. На учебу Женю отправляли на две недели в Вильнюс в  специальный тренировочный центр для подготовки бортпроводников.

– Большинство людей представляют нас официантками на самолете, на самом же деле, главная обязанность – обеспечение безопасности на борту самолета, то есть мы – настоящие спасатели, – говорит Женя.

Стюардессы изучают строение самолета, спасательное оборудование, они умеют пользоваться всеми видами огнетушителей. Каждый месяц летный персонал отрабатывает всевозможные аварии и экстренные ситуации, которые могут произойти в небе, а перед очередным полетом бригадир штудирует всех по этим вопросам. Именно от бортпроводников зависит, как тот или иной чрезвычайный случай перенесут пассажиры.

– К счастью, пока у меня не было экстремальных ситуаций. Но все правила поведения нужно держать в голове и, что бы ни случилось, без паники следовать им. Мои коллеги рассказывали, что самое страшное – это грозы, многих так трясло, что вся жизнь перед глазами пролетала, но ничего, до сих пор работают, – рассказывает стюардесса.

Страхи и приметы

По словам Жени, бортпроводники – люди не суеверные, но правило всей авиации – не шить перед рейсом – соблюдают.

– Хотите верьте, хотите – нет, но если даже пуговицу пришьешь, то рейс обязательно немного задержится. А так в приметы я не верю и летать не боюсь, считаю, что от судьбы не уйдешь, – говорит Женя.

Она рассказывает, что есть люди, которые очень боятся летать.

– Причем нередко и мужчины начинают трястись, как только сядут в кресло. С такими людьми приходится долго разговаривать, объяснять, что самолет – достаточно безопасный вид транспорта. Чаще всего я в подробностях рассказываю, что происходит на самолете во время полета, как он работает, – спокойный убедительный разговор успокаивает людей, – говорит Женя.

Часто пассажиры спрашивают, где в случае чего взять парашют. На самом деле на самолетах парашютов нет.
– На большой высоте парашют нам вовсе не пригодится. Есть спасательные жилеты на случай экстренного падения над водой. Каждый проводник умеет плавать и знает, как сгруппироваться, чтобы не замерзнуть на воде, – рассказывает Женя.

Пассажиры

РЕКЛАМА

Бортпроводник Евгения Сартакова отправляется в рейс почти  каждый день. Несмотря на тяжелый график,  она всегда старается выглядеть безупречно.

Бортпроводник Евгения Сартакова отправляется в рейс почти каждый день. Несмотря на тяжелый график, она всегда старается выглядеть безупречно.


Ни один рейс для Жени, как, наверное, и для многих бортпроводников, не обходится без вопросов: «А мы долетим?», «Какого года самолет?», «А пилоты опытные?», «А где мы сейчас находимся?». По словам стюардессы, самое сложное в ее работе – общение в пассажирами.

– Поначалу самолет был для меня настоящим зоопарком, хотя вроде и люди летят. У кого-то проблемы по пути в аэропорт, у кого-то с багажом не все в порядке, а плохое настроение выливается на проводников в самолете, – говорит Женя.

Как правило, поведение пассажиров не зависит от цены купленного билета, часто показателем служит страна, в которую летит самолет.

– Мои любимые рейсы – европейские, обычно там люди спокойные, хотя не все. Итальянцы, например, настоящие энергетические вампиры, после Италии устаешь. Не простые рейсы по кавказским направлениям: восточные люди очень вспыльчивые, каждый хочет, чтобы именно ему уделяли особое внимание, – рассказывает Женя.
Не обходится без курьезов ни один полет в Турцию и Египет.

– Эти курортные направления для большинства наших людей знаменуются фразой «все включено» и пассажиры хотят начать отдых уже на борту. Многие так напиваются, что по прилете приходится вызывать медработников, откачивать человека или вообще выносить его на улицу, – рассказывает Женя. – Буйных приходится успокаивать самим, поэтому нужно быть и психологами, а чтобы не сорваться – иметь стальные нервы.

Многие пассажиры забывают о том, что находятся в небе, и не думают, что в самолете ограниченное количество еды и напитков. На длительных рейсах, обычно есть два комплекса горячих блюд, и часто привереды устраивают целый скандал, если им досталось не то, что они хотели.

– Если кто-то хотел курицу, а осталась только рыба, мы  можем услышать уйму гадостей о том, что у нас самая худшая авиакомпания. Люди думают, что они в ресторане, что  на самолете у нас есть супермаркет и огромная кухня, и мы можем подать им все, что они пожелают, – говорит Женя.

Продукты на борт самолета доставляет специальная фирма, еду во время полета не готовим, максимум – разогреваем вторые блюда, если они предусмотрены в меню. Бортпроводники обедают по одному, чтобы кто-то обязательно был в салоне. Пилоты в целях безопасности всегда едят разные обеденные комплексы.

Работа и отпуск

Перед каждым рейсом бортпроводнику присваивают номер, за которым закреплены определенные обязанности: ответственного за питание, за багаж, за бытовую сумку. Кроме обеспечения безопасности и обслуживания пассажиров, в зависимости от своего номера, бортпроводник должен, например, проследить за доставкой и качеством еды на борту.

Рейсы бывают и днем, и ночью. Женя летает на трех типах самолета, в неделю она отдыхает только один день.
– Зимой проще, рейсов меньше. Зато летом можно больше заработать. Кроме зарплаты в белорусских рублях нам платят суточные в валюте той страны, куда летим. Всего за месяц выходит около тысячи долларов, летом до 1,3 тыс. долларов, – рассказывает Женя.

Большой плюс работы бортпроводника – два отпуска, 28 и 29 дней. Правда, летом из-за большой нагрузки отпуск дают только в качестве особого исключения.

В компании «Белавиа» все рейсы разворотные: самолет задерживается в стране на несколько часов только для уборки и загрузки питания. Хотя у летного экипажа на случай задержки рейса есть служебные паспорта, по которым можно находиться в стране 72 часа, отправления самолета нужно ждать внутри. Поэтому во время работы бортпроводникам удается посмотреть на страны только с высоты птичьего полета, максимум, что можно увидеть –  аэропорт. Зато во время отпуска работники авиакомпании практически бесплатно могут полететь отдыхать в любую точку мира.

– С некоторыми авиакомпаниями есть соглашения, по которым мы оплачиваем токоло 10% стоимости билетов. Причем билет можно заказать для себя и своих родственников. Многие наши сотрудники уже весь мир объездили, я пока в основном к родственникам в Россию летаю, – рассказывает Женя.

Девушка работает стюардессой уже третий год и, несмотря на все трудности, работу свою любит.
– Думаю, это какой-то знак, что я пошла учиться на бортпроводника, сейчас не представляю себя в другой сфере.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up