Автор: Людмила СТЕЦКО

10:00, 1 мая 2014

Экономика

remove_red_eye 96

Берем, какую цену ни предложат, иначе барановичская больница останется без еды

Барановичская горбольница закупает творог почти в два раза дороже, чем дом-интернат для детей, а огурцы – в два раза дешевле, чем сельскохозяйственный лицей.

Предприятия, закупающие товары через процедуру госзакупок, жалуются на отсутствие конкуренции среди поставщиков и, как следствие, высокие цены. А поставщики – на то, что ориентироваться в госзакупках заказчики могут только на цену, за которой нередко стоят перекупщики и товары неизвестного качества.

В розницу дешевле, чем оптом

Цены на продукты питания, которые указывают в своих заявках организации Барановичского региона, удивляют. Теоретически приобретать продовольствие наши госучреждения должны если не по оптовым ценам, то уж точно не дороже, чем в магазинах или на рынке. Однако, судя по документам на сайте госзакупок, на деле получается, что, к примеру, молоко некоторые учреждения здравоохранения в конце прошлого года закупали дороже, чем в апреле нынешнего оно стоит на прилавках магазинов. Так, литр барановичского молока 3%-й жирности сегодня можно купить примерно за 6,5 тысячи рублей, а в заявках на сайте госзакупок фигурируют цены свыше 7000 рублей. То же самое касается мясных продуктов (см. таблицы).

РЕКЛАМА

А вот цены на некоторые овощи, наоборот, удивительно низкие. При том, что в магазинах и на рынках огурцы продают не дешевле 27 тысяч рублей за кило, некоторые организации надеются их купить почти в четыре раза дешевле.
Удивляет и разбежка в ценах на одни и те же товары в разных учреждениях. Так, например, свежемороженый минтай, причем непотрошенный (логично предположить, что еще более дешевый) Барановичская центральная поликлиника закупает почти на 30% дороже, чем воинская часть 7404. При этом военные покупают рыбу без голов и внутренностей.       

Как формируются цены

Цены в заявках заказчики формируют, ориентируясь на последние поставки. Окончательную же стоимость во время торгов, если проследить за их ходом, формирует… конкуренция.

Взять тот же минтай. За получение крупного заказа на поставку рыбы для военных, судя по аукционным документам, боролись шесть поставщиков. За время торгов цена на килограмм рыбы снизилась с 21450 рублей за кило до 19240 рулей. В целом рыбу закупили почти на 400 млн (!) дешевле, чем предполагали изначально.

А вот на поставку рыбы в барановичскую поликлинику претендовали всего лишь две организации. Торги шли, мягко говоря, вяло, в итоге рыба потеряла в цене всего лишь… 30 рублей на килограмме, а экономия получилась небольшая – чуть больше 120 тысяч рублей на партии.

Недовольны заказчики, недовольны поставщики     

Причину столь высоких цен заказчики в первую очередь видят в отсутствии конкуренции. На относительно небольшие по объему региональные заказы поставщики идут неохотно.

– Это хорошо, если есть хотя бы два претендента. Обычно я упрашиваю фирмы хотя бы просто подать предложение, чтобы процедура закупки состоялась, – рассказывает юрисконсульт УЗ «Барановичская городская больница № 2» Ирина Махнач. – У нас небольшие объемы закупок, и, видимо, предприятия не хотят направлять свой транспорт ради таких сумм.

По словам юрисконсульта, не раз случалось, что аукционы по закупке продуктов питания признавали несостоявшимися и медучреждению приходится соглашаться на ту цену, которую выставит единственный поставщик.
– Если процедура закупки признается несостоявшейся, у нас есть право на два месяца, пока объявят повторный аукцион, заключать договор с любой фирмой, как правило, с предыдущими поставщиками. Тут уж выбирать не приходится – какую цену предложат, по той и приходится брать, иначе больница останется без еды.

Поставщики же сетуют на то, что покупатели ориентируются только на цену, не зная, какое качество за ней стоит. По словам начальника отдела материально-технического снабжения отдела и сбыта ОАО «Пружанский консервный завод» Галины Мелеш, через аукционы работать гораздо сложнее, чем «вживую»:

– Вся проблема в том, что заказчик не видит, какие предприятия между собой соревнуются, видят только присвоенный участнику номер и выбирают по ценовому фактору. В итоге многие наши лучшие клиенты, которые знали нашу продукцию и она им нравилась, ушли от нас через электронные аукционы.
По словам специалиста, нередко за выгодной ценой стоят не производители, а простые перекупщики, что и вовсе для представителей завода непонятно.

– Получается, производитель тратит деньги на участие в торгах, а его обходит оптовик, который просто перекупает продукцию у другого производителя. Зачем такие торги нужны, не совсем понятно, – отметила она.

Эксперты же и вовсе затрудняются сказать, почему поставщики не хотят идти в регионы.

– Может быть, в том, что в регионах нет конкуренции, есть экономические причины, к примеру, просто невыгодно из другого региона везти молочную продукцию. Но вероятнее, что это проекция большой республиканской политики под названием «Купляйце беларускае» на какой-то конкретный регион. Не исключено, что есть внутренняя договоренность между руководителями местных органов власти и директорами предприятия закупать продукцию местных поставщиков, помогая им таким образом выполнять прогнозные показатели, – считает руководитель проекта «Кошт Урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин.

Как разнятся цены на продукты питания, закупаемые учреждениями Барановичского региона через сайты госзакупок,
по данным Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен

Молочная продукция


РЕКЛАМА

Молочная продукция

Молочная продукция

Мясная продукция

Мясная продукция

Мясная продукция


Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up