Автор: Ольга ШИРОКОСТУП

10:14, 6 октября 2013

Общество

remove_red_eye 316

Особенности работы сельского учителя: 11 учащихся на 5 классов

Индивидуальный подход к каждому ученику, ежедневные путешествия по району и огород за окном школы – малая часть особенностей работы сельского учителя. «IP» провела один день с Натальей Щурко – молодым учителем английского языка Гирмантовской школы.

«Отработки не избежать»

В Гирмантовцы – небольшой агрогородок в 40 километрах от г. Барановичи – Наталья попала по распределению после Барановичского университета. И уже второй год преподает иностранный язык школьникам.

Училась Наташа хорошо,   и на выпуске ей предоставили право самой выбрать место работы. Между родиной – Ивацевичским районом – и Барановичским девушка выбрала последний.

РЕКЛАМА

– Мест в городских школах не было. Но я знала, что отработки не избежать, поэтому была готова к работе в деревне. Правда, очень переживала, смогу ли я найти подход к старшеклассникам и другим детям. В итоге с детьми мы поладили, да и учителя хорошо приняли меня в коллективе.

Живет Наталья в городе, хотя после распределения ей предлагали поселиться в пришкольном интернате, в  котором раньше жили дети из других деревень.

– В Барановичах мы с родной сестрой снимаем квартиру, поэтому я и осталась в городе. Да и жутковато было мне заселяться в интернате, хотя в прошлом году там еще жил учитель, а в плохую погоду, особенно в очень снежную, некоторые приезжие педагоги оставались ночевать.

Долгая дорога

На работу Наталью подвозят коллеги, которые также живут в Барановичах и ездят в Гирмантовцы на собственном авто.

– Если добираться на автобусе, то уже к шести утра мне нужно быть на автовокзале. А мы скидываемся на бензин – и вперед, зато поспать лишний часик можно и не трястись в холодном зимой и жарком летом общественном транспорте.

После уроков Наталья едет в Барановичи на рейсовом автобусе. Вместо 20 минут на машине утром обратный путь занимает около полутора часов с заездом во все близлежащие веси.

Два раза в неделю по совместительству Наталья проводит уроки в другой деревне – Почапово, что также в 40 километрах от города.

По словам учителя, по понедельникам и четвергам выспаться ей не удается: в шесть утра нужно выйти из дому, чтобы успеть на автобус.

– Однажды я чуть не проспала. Просто чудом рано утром позвонила подружка. Впопыхах я выбежала на остановку и все-таки успела. Когда еду с учителями на машине, то они и подождать могут, если нужно. А автобус – сами понимаете, уйдет и не заметит. А добраться до деревни возможности больше нет, и я рискую заработать прогул.

Полезный труд

Школа, где работает Наталья, находится в самом центре Гирмантовцев. Территория ухоженная, с красивыми клумбами и резными деревянными архитектурными сооружениями перед крыльцом, а на заднем дворе – огород. Раз в неделю в школе проходит занятие «грамадска-карысная праца», на котором и учителя, и ученики убирают территорию во дворе, моют классы либо занимаются огородом.

– Может, для кого-то это покажется дикостью, но я нормально отношусь к общественным работам. Ведь если мы этого не сделаем, то кто? Не скажу, что приходится пахать на грядках  в поте лица, но вместе с детьми мы помогаем ответственному за участок учителю пропалывать грядки, собирать урожай. Каждый год все вместе копаем картошку. Тяжело, зато пару деньков поработали, а дети потом весь год употребляют собственные овощи.

Уроки как репетиторство

Настоящим шоком для Натальи было прийти в среднее общеобразовательное учреждение, в котором не насчитывалось и полсотни учеников. А за год детей стало еще меньше: кто-то поступил, кто-то перешел учиться в другие школы. И на глазах у молодой учительницы школу реорганизовали в базовую. Сейчас она преподает английский  в третьем, четвертом, седьмом, восьмом и девятом классах – всего одиннадцати ученикам. Пятого и шестого классов в школе нет.

– Я уже привыкла работать в деревне. В городе, конечно, проще тем, что в больших классах всегда есть ребенок, за которым будут тянуться все остальные. Даже в прошлом году у нас был класс из семи человек, в котором было три сильные  девочки и остальные как-то стремились за ними. Сейчас, безусловно, тоже есть активные дети. Например, третьеклашки – два мальчика – как будто соревнуются в учебе, кто больше ответит, кто лучше прочитает. Это хорошо.

По словам Натальи, каждому ученику она готовит индивидуальные задания, несмотря на то, что приходится писать общие планы.

РЕКЛАМА

– Здесь, в деревне, дети не особо волнуются за свое будущее, большинство мальчиков вообще думают, что будут трактористами, и иностранный им безразличен. А мне нужно ставить оценки, тянуть их. Казалось бы, в классе 2-3 человека, можно заниматься практически как с репетитором, но дети не хотят. Если ребенок совсем отказывается работать, даю ему задание переписать текст без ошибок, чтобы поставить хотя бы троечку.

С плохой дисциплиной Наталья борется вместе с администрацией школы и родителями.

– Бывает, каждый день вожу ученика к директору, он вроде ненадолго успокоится, а потом опять начинает болтать на уроках или просиживать занятия без дела. Наиболее эффективны беседы с родителями. Мне кажется, деревенские семьи проще городских, родители понимают учителя и могут повлиять на своего ребенка, если тот не успевает в школе. Иногда я и сама еле сдерживаюсь, чтобы не повысить голос, но стараюсь терпеливо относиться ко всем ребятам.

Не в деньгах счастье?

Как говорит Наталья, ученики нередко портят настроение, но часто и поднимают его.

– Порой приходишь в школу со своими проблемами, а дети все замечают и начинают расспрашивать: «что у вас не так?», «вы какая-то не такая сегодня», веселят меня и подбадривают.

Еще, как и любая девушка, Наталья поднимает себе настроение покупками. Хотя денег не всегда хватает на то, что хочется.

– В прошлом учебном году я получала 3,1 миллиона. Это с доплатой за работу в сельской местности и как молодому специалисту. Благо, что в школе остался хороший кабинет иностранного от предыдущего учителя, иначе пришлось бы покупать книги, дополнительные материалы, делать кучу распечаток – все за свой счет.

На дорогу у Натальи уходит около трехсот тысяч рублей, по 50 долларов платят они с сестрой за квартиру. За прошлый год учитель смогла получить водительские права, накопить на поездку на море и с каждой зарплаты покупать себе хоть какую-нибудь мелочь.

– Я понимала, что мне никто не заплатит больше моих трех миллионов, поэтому училась рационально расходовать деньги.

Но, по словам Натальи, зарплаты учителей и рядом не стоят с той работой, которую они выполняют.
– Это в нынешнем году мне попроще. Детей стало меньше, появился какой-никакой опыт. Да и планы нужно только дорабатывать. А в прошлом году приезжала домой к шести вечера, часик отдыхала и принималась писать планы, разрабатывать уроки, искать интересные формы, чтобы хоть чем-то привлечь детей, плюс к этому куча мелочей – классные часы, организация мероприятий, которые также занимали немало времени и сил. Я думаю, что даже учителя по призванию уходят из школ из-за большой нагрузки и маленькой зарплаты.

«Буду скучать по детям»

Наталья преподает английский язык, но признается, что больше любит немецкий – он был основным языком в университете. А после стажировки и учебы в Германии в студенческие годы Наталья и вовсе подумывает о возможности уехать в Германию.

– Я привыкла к работе. Приезжаю в школу с удовольствием. Но все равно жду, когда пройдут два года отработки. Хочу подтянуть свой немецкий, возможно, продолжить учебу за границей. Естественно, буду скучать по школьникам. А пока я стараюсь хорошо выполнять свою работу, ведь учить детей – сейчас моя главная задача.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up