Автор: Людмила СТЕЦКО

14:37, 30 августа 2013

Общество

remove_red_eye 260

Электронные проездные: опыт Литвы

В Вильнюсе в этом году ввели электронную систему оплаты проезда – такую же, как должны были ввести до конца 2013 года в Барановичах.

Проездные сменили на «Карту вильнюсца»

До внедрения электронных проездных  принцип оплаты проезда был примерно таким же, как в Беларуси: бумажные талончики, которые в киосках стоили дешевле, чем у водителя, и проездные на месяц. Но после того, как новая система заработала, бумажные талончики практически исчезли. Сейчас их можно купить только у водителя, причем намного дороже, чем раньше: один полный талон стоит больше 12 тысяч на наши деньги против 8,6 тысячи до внедрения новой системы. С таким талончиком, как и у нас, можно совершать лишь одну поездку.

Для того, чтобы пользоваться электронной системой оплаты проезда, нужна специальная электронная карточка – так называемая «Карта вильнюсца», которая продается в газетных киосках и стоит 4 лита (13780 белорусских рублей). Срок действия такой карты – около 10 лет. В зависимости от того, как часто владелец карты пользуется общественным транспортом, он может выбирать различные тарифы на проезд. Тем, кто ездит в автобусах редко, выгодно пополнять карту разово, к примеру, на одну поездку длительностью 30 или 60 минут. Такие разовые тарифы дают право в течение выбранного времени ездить на разных видах транспорта, пересаживаться на любые маршруты без дополнительной платы. Для тех, кто приезжает в Вильнюс лишь на несколько дней, удобно выбрать тариф, который будет действовать 72 часа. Ну а тем, кто регулярно передвигается на общественном транспорте, подойдут тарифы на 30 и более дней.

РЕКЛАМА

Выбрать тариф и пополнить счет на электронном проездном владелец карты может на специальном сайте за безналичный расчет или обратившись в один из киосков, где продают «Карты вильнюсца»: нужно сообщить кассиру, какой тариф вам нужен, и заплатить наличными или по безналичному расчету при помощи банковской пластиковой карточки.

Привыкали к системе и новым ценам

К новой системе вильнюсцы привыкли довольно быстро. Да и времени освоиться у них было достаточно – с 2012 года начался процесс замены старых проездных и талонов на новые, электронные, а новая система работала в тестовом режиме.

А вот к подорожавшим талончикам (с введением новой системы оплаты цены на проезд выросли почти вдвое) привыкают до сих пор.
– Перед тем как ввести электронную систему оплаты проезда, ее примерно полгода тестировали. И проезд был еще по старым ценам. Но с 1 июля этого года цены на билеты выросли, и сейчас, если ездить на талончиках, можно разориться. А существующих электронных билетов на 30 и 60 минут бывает недостаточно, уже выгоднее покупать билеты на несколько суток, – сказала жительница Вильнюса Нора.

Между тем повышение цен на проезд – мера вынужденная, ведь городские пассажирские перевозки в Вильнюсе,  как и у нас, финансируются из бюджета города, и они также являются убыточными.

Кондукторов нет, но есть контроль

В общественном транспорте Вильнюса, как и в Барановичах, кондукторов нет. Но контролеры работают постоянно. Причем, в отличие от г. Барановичи, контроль за оплатой проезда в Вильнюсе осуществляют преимущественно мужчины.

У каждого контролера с собой есть специальный электронный терминал, который считывает информацию с электронного проездного. В автобус сотрудники контрольно-ревизионной службы, которых приходилось видеть, не заходили: когда транспорт подъезжал к остановке, они подходили к дверям и проверяли талончики и проездные у тех, кто выходил из автобуса.

Штрафы за безбилетный проезд в Литве очень серьезные, в 4-6 раз выше, чем в Беларуси  – от 60 до 100 литов (от 200 до 350 тысяч рублей).

Электронные билеты в Барановичах: быть или не быть  

Беларусь в этом году должна была пополнить список европейских государств, в которых действует электронная система оплаты проезда в общественном транспорте. И Барановичи должны были стать первым городом в стране, где появятся электронные проездные. Деньги на внедрение должны были выделяться из инновационного фонда Минтранса, и система, по подсчетам специалистов, должна была обойтись в 5,5 млрд рублей.

Как сообщили в ОАО «Автобусный парк г. Барановичи», специалисты нашего предприятия даже разработали ценовые предложения по новым проездным и билетам, которые направили в Министерство экономики.

– В месячном проездном сейчас 43 талончика. Мы предлагали ввести систему бонусов: чем больше человек ездит на общественном транспорте, тем меньше он платит. Однако наше предложение так и осталось без ответа, – сообщили в автопарке.

Но не только систему бонусов проигнорировали столичные чиновники. Под угрозой срыва оказался и сам проект. Прежде всего, из-за проблем с финансированием. Как пояснили в пресс-службе Министерства транспорта, все транспортные предприятия страны не так давно вышли из подчинения Минтранса под контроль облисполкомов. Вопрос о том, кто должен финансировать начатый Минтрансом проект, остался открытым.
– Мы не отказываемся от начатого, система электронной оплаты проезда будет введена в любом случае, но, может быть, это будет другой проект. Мы надеемся, что все вопросы, связанные с введением системы, в этом году решатся. Но ничего конкретного пока сказать не могу, – сказала в телефонном разговоре с «IP» пресс-секретарь Минтранса Елена Солоненко.

В барановичском  автопарке также не теряют надежды стать первооткрывателями электронной системы оплаты проезда.

– В любом случае, мы были выбраны для пилотного проекта, и пусть через год-два, но все равно будем первыми, кто введет систему электронной оплаты. Другое дело, что, чем больше откладывается реализация этого проекта, тем больше становится его стоимость. Когда только анонсировали эту систему, ее стоимость оценивали примерно в 5 млрд, но уже сейчас, по нашим подсчетам, на ее закупку, монтаж и установку потребуется около 10 млрд, – отметили в автопарке.

Еще один вопрос, который остается открытым: что будет с ценами на проезд, если электронные билеты в Барановичах все-таки появятся.
– Городские пассажирские перевозки являются убыточными. По итогам 8 месяцев убытки по ним у нас составили около 8 миллиардов. Нам не надо, как в Литве, в два раза повышать цены на проезд, достаточно увеличить стоимость проездных документов на 30%, чтобы мы вышли на рентабельность, – резюмировали в автопарке.

РЕКЛАМА

Электронные проездные – как мера борьбы с убытками

Крупнейшие транспортные компании «Vilniaus troleibusai» (троллейбусы Вильнюса) и «Vilniaus autobusai» (автобусы Вильнюса), по данным литовских изданий, до введения системы электронных проездных были на грани банкротства. Чтобы уменьшить убытки, две эти компании объединили в одну. Мера оказалось действенной, долг перед бюджетом снизился, но все равно в начале 2013 года общая задолженность этого нового предприятия перед бюджетом города составляла почти 100 млн литов (38 млн долларов).

С введением электронной системы оплаты в Вильнюсе началась оптимизация всей транспортной системы. Автобусы с низким пассажиропотоком стали упразднять или сокращать количество маршрутов.

Справка.

В Литве существует порядка 15 категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного или льготного проезда в общественном транспорте. Скидки 50% на проезд имеют школьники, студенты, пенсионеры. Дети до 7 лет, инвалиды I группы, как и в Беларуси, там ездят бесплатно. В Беларуси многие льготы были отменены. В Барановичах только школьники имеют право бесплатно ездить в школу и обратно в течение учебного года. 

Стоимость проезда в общественном транспорте                         г. Вильнюса и г. Барановичи в августе 2013 года,  белорусских рублей

Стоимость проезда в общественном транспорте г. Вильнюса и г. Барановичи в августе 2013 года, белорусских рублей

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up