Новости / Общество

Остались без своей шкварки

23.08.2013, 13:21 

В частных подворьях Барановичского района на этой неделе уничтожили всех свиней. Некоторые жители больше не видят смысла жизни в деревне.

Укол – и в яму

Выполняя распоряжение районных властей, ветеринарные врачи с целью профилактики африканской чумы уничтожили свиней в частных хозяйствах Барановичского района. Зачистку деревень Крошинского сельсовета от свиней 14 августа наблюдала «IP».

Уничтожением свиного поголовья занималась специальная комиссия из ветеринарных врачей, которых курировала председатель Крошинского сельисполкома Татьяна Щербацевич.

Ветврачи делали свиньям укол и давали им самостоятельно выбежать из хлева во двор, чтобы потом было ближе тащить их тела к трактору-погрузчику. Агония животного, которое умирало на глазах хозяев и их малолетних детей, длилась несколько минут. Затем ветеринары грузили свиней на весы, взвешивали для начисления будущей компенсации и стаскивали в тракторный ковш, который бросал туши в грузовик. Машина вывозила мертвых свиней в карьер в районе д. Зеленая, где их засыпали хлоркой и закапывали.

Всего, по словам Татьяны Щербацевич, в ее сельсовете ликвидировали полторы сотни маленьких поросят и чуть больше 20 взрослых свиней.  Преимущественно это малопригодные в пищу хряки и свиноматки, которых люди либо не успели, либо не захотели зарезать сами.

«Люди на грани, им нужен психолог»

– Я еще ни разу не столкнулась с агрессией со стороны людей. Все очень доброжелательно относятся к нам. Некоторые мужчины даже смеются, мол, спасибо, Татьяна Петровна, теперь хоть отдохнем! – рассказала «IP»  Татьяна Щербацевич.

Однако при разговорах непосредственно с людьми корреспонденты обнаружили вполне противоположные умонастроения.
– У нас осталась одна поросая свинья. Со дня на день ждали, что вот-вот опоросится, и не дождались. Что сейчас с ней сделают? Уничтожат, как фашисты, вместе с живыми детьми в утробе, – сквозь слезы рассказала дачница Елена Заяц.

По словам женщины, она и ее брат завели свиноматку впервые в жизни – хотели держать своих свиней, но «все пошло прахом».
– Я уже не вижу смысла жизни на селе. Деревня и так вымирает, а без хозяйства кто вообще останется тут жить? – рассуждала Елена Заяц.
Не сдерживала слез и сельчанка Мария:

– Ай-яй-яй, что государство сделало с сельским тружеником! Обобрали, обокрали, все позабирали. Когда мне три года было, война началась, рано без батьки осталась, в 1991-м государство деньги забрало, а теперь и шкварку изо рта вытянули.
Сын Марии Владимир рассказал, что сельские жители сегодня до того переживают потерю своих хозяйств, что вместе с ветеринарами им необходимо присылать психолога:

– Люди не просто переживают, некоторые уже на грани. Тут нужен психолог, чтобы их успокоить. Вы представьте: деньги, труд – все загублено. Забрать свинью у крестьянина – это словно члена семьи забрать…

 Председатель сельисполкома прокомментировала эти слова с не меньшим остроумием:
– Это такой член семьи, которого через год вы сами же и закололи бы.

Вместо свинины – крольчатина?

В качестве альтернативы свинине власти предлагают крестьянам покупать в местном СПК на развод молодых бычков или кроликов.
– Но кролики болеют еще чаще, чем свиньи. Вот мой сосед когда-то держал кроликов, так они дохли по 100 штук, – скептически высказался по этому поводу сельчанин Юрий Тарабаш.

Другие крестьяне так же скептически относятся к предложению держать бычков, беспокоясь, что в будущем возникнет проблема со свободными пастбищами для личного пользования.

И все же пессимизм  сельчан Татьяна Щербацевич не разделяет:

– Я понимаю, что мы нарушаем планы людей и их привычный образ жизни. Но, поймите, это не наша вина, а наша беда. Когда-то на Кубе Фидель Кастро справился с африканской чумой за год, объявив в стране карантин. Мы сегодня тоже должны прервать эту цепочку и, поверьте, у нас все будет хорошо. Давайте будем оптимистами.

Кстати, сама Татьяна Петровна свиней не держит:

– Какое хозяйство?! Спать некогда, с утра до ночи надо работать…

«Запрет на разведение свиней изменит крестьянский уклад»

Сафроний Жлоба, этнограф:

– Для крестьянского хозяйства запрет держать свиней будет иметь серьезные последствия.

Фактически свинина дает крестьянскому хозяйству большую независимость. Ведь доход от выращивания свиней сопоставим с тем, который люди получают  в колхозе. Теперь жители деревень не смогут в прежней степени рассчитывать на себя. Семья, которая за год выращивает для собственного потребления 2-3 поросенка, полностью обеспечивает себя мясными продуктами.

А независимость крестьянского хозяйства играет очень важную роль в сохранении традиционного уклада. За последний век государство и так слишком часто в него вмешивалось. Например, из-за высоких налогов в свое время почти полностью исчез гончарный промысел. То же самое происходило с другими промыслами. Из-за меняющихся условий люди отказываются от содержания коров. Теперь на очереди свиньи. Мы видим, как достаточно свободный крестьянин постепенно превращается в зависимого от государства паупера.

Я считаю, запрет на разведение свиней полностью изменит крестьянский уклад, ведь выращивание домашних животных имеет связь почти со всеми аспектами крестьянского быта. Даже с воспитанием детей, которых с ранних лет приучают к уходу за животными, и это было одним из важнейших инструментов народной педагогики.

Определенной альтернативой для крестьян может стать переориентация на выращивание птицы, но полноценной заменой свиноводству оно не станет.

Сколько свиней пустили под нож?

Несмотря на то, что от африканской чумы свиней в Барановичском районе не умерло ни одно животное,  именно из-за АЧС район потерял больше половины поголовья свиней.

КПС «Восточный». Основные запасы свинины Барановичского района сосредоточены здесь. Еще в конце апреля на «Восточном» содержалось порядка 80 тысяч животных. Во всяком случае, именно эти цифры, отрицая массовое убийство свиней, называли тогда на комбинате. «На сегодняшний день могу сказать, что все наше 80-тысячное поголовье свиней в порядке», – уверила в конце апреля  корреспондента «IP» тогдашний гендиректор ОАО «Барановичхлебопродукт» Наталия Манько.

И вот последние данные Белстата. Согласно официальной статистике, на 1 июля в сельхозпредприятиях района (а кроме КПС «Восточный» крупных предприятий по производству свинины у нас нет) насчитывалось 44,7 тысячи свиней. Получается, что за считанные месяцы «Восточный» потерял 45% поголовья!

Куда подевались 35 тысяч свиней – непонятно,  и официальной информации по-прежнему нет. Однако падеж от респираторно-репродуктивного синдрома, который атаковал свинокомплекс в апреле, составил 6,2%, а это значит, что от болезни умерли максимум пять тысяч свиней.

Фермеры. Кроме «Восточного», в Барановичском районе функционировало одно частное фермерское хозяйство по производству свинины при усадьбе «Ясенево» в Подгорновском сельсовете. По информации главного районного ветврача Николая Покумейко, месяц назад поголовье свиней – около 200 голов – было ликвидировано.

Владелец усадьбы рассказал, что решение ликвидировать свиноферму принял самостоятельно – чтобы не понести огромные убытки в случае, если бы АЧС  добралась и до нашего района.

Население. По данным главного статистического управления Брестской области, на начало года в Барановичском районе было около 8,3 тысячи свиней. Однако, по словам Николая Покумейко, до того как райисполком принял решение уничтожить животных с частных подворий, в районе насчитывалось уже около 5,5 тысячи свиней. Получается, что за восемь месяцев поголовье сократилось почти на треть. Часть из них пали жертвой паники вокруг болезни на КПС «Восточный», других забирали у сельчан в деревнях, где свиньи дохли из-за других болезней, чтобы подстраховаться от возникновения АЧС.

Впрочем, после 20 августа на подворьях сельчан совсем не останется свиней. Большинство жителей района уже закололи их или сдали заготовителям.   

комментарий специалиста

Главный ветеринарный врач Барановичского района Николай Покумейко:

– Если в ближайшие шесть месяцев все будет в норме, мы разрешим людям держать свиней.

Чтобы никто из сельчан во время запрета не скрывал животных, ветслужба будет периодически устраивать проверки частных хозяйств. Они могут начаться уже через неделю. Найденные в ходе таких проверок свиньи будут безвозмездно изыматься, а их хозяева привлекаться к ответственности.

За невыполнение ветеринарных правил, которое не повлекло распространение заболевания, согласно Административному кодексу, человеку грозит предупреждение или штраф до 20 базовых величин.  

Если же нарушение ветеринарных правил повлекло по неосторожности распространение заразных болезней животных, это чревато уже уголовной ответственностью. В таком случае человеку грозит ограничение или лишение свободы на срок до двух лет.

Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @IntexPress_Bot.