Новости / Экономика

Предпринимательство: отсталый слой или могучий резерв экономики?

11.07.2013, 15:39 / remove_red_eye 87 / chat_bubble

На Западе именно малый и средний бизнес во многом двигают экономику. Как раскрепостить их потенциал в Беларуси?

Чиновники и некоторые близкие к властям аналитики восприняли недавний бунт малого бизнеса против техрегламента Таможенного союза как нежелание принимать справедливые требования и вписываться в цивилизованные рамки. Однако малые предприятия играют важную роль во всех развитых экономиках.

В странах Западной Европы, США и Японии это в основном предприятия, где работают не более 20 человек. Малый бизнес обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Его доля в ВВП для стран Евросоюза составляет порядка 60%, для экономики США — около 50%.

В Беларуси вклад малого и среднего бизнеса в ВВП существенно ниже — 22%. В странах-партнерах по Таможенному союзу — 20 и 19% в экономику России и Казахстана соответственно. Такие данные на VI Астанинском экономическом форуме привел директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Рустам Акбердин. При этом эксперт подчеркнул, что вес малого и среднего бизнеса во всех странах Таможенного союза не соответствует потребностям экономик.

РЕКЛАМА

Государство должно перестать мучить бизнес проверками

Доля ИП среди категорий плательщиков в Беларуси пока незначительна, хотя объем налогов и сборов, которые они вносят в казну, постоянно растет. Однако это не предел, особенно если государство будет действительно озабочено стимулированием роста малого и среднего бизнеса.
В Беларуси на протяжении ряда лет действует Программа государственной поддержки предпринимательства. Некоторые эксперты полагают, что в последние годы условия для ведения бизнеса в стране заметно улучшились. Однако до показателей развитых стран отечественному бизнесу еще далеко. Какие реформы могут раскрыть потенциал малого и среднего предпринимательства в нашей стране?

Председатель Ассоциации малого и среднего бизнеса Сергей Балыкин уверен, что реформа нужна только одна — не мешать инициативе. Эксперт отмечает большое количество административных барьеров, которые мешают бизнесу развиваться.

Бизнесу нужно давать ниши на рынке

Чтобы малый бизнес дал большие результаты, необходимо раскрыть потенциал народа, считает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

Необходимый шаг, который помог бы развитию предпринимательства, — возможность бизнеса участвовать в формировании «правил игры». «Нужно пересмотреть баланс меж-отраслевых интересов, — предлагает Виктор Маргелов. — В Беларуси большой перекос в сторону банковского сектора, который зарабатывает гораздо больше малого бизнеса, особенно той его части, которая занимается производством».

Среди других предложений предпринимателей — необходимость соблюдения баланса трудовых ресурсов, поскольку сегодня в стране некому развивать малый бизнес. Бизнесу нужно давать ниши на рынке, долю в государственных закупках, как это делается в развитых странах. Тогда бы доля малого бизнеса в стране гарантированно росла.

«Нужна реформа инфраструктуры и перераспределение ресурсов, — полагает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. — Например, сегодня госпредприятия имеют приоритет в доступе к финансовым ресурсам, что не позволяет малому и среднему бизнесу конкурировать с ними в равных условиях».

Европейский опыт с национальными особенностями

Вклад малого и среднего бизнеса в экономику может быть гораздо более существенным при внедрении ряда инструментов для поддержки и развития предпринимательства.

«В Евросоюзе есть огромный опыт, который нам бы не мешало применить у себя для развития предпринимательства, — отмечает Виктор Маргелов. — И замечательно, если удастся сделать это в рамках «Европейского диалога о модернизации с Беларусью» или других программ. Другое дело, что систему надо строить с учетом национальных, экономических, культурных особенностей».
Сергей Балыкин считает более актуальным опыт США и Канады, поскольку экономики этих стран намного свободнее. В то же время, отмечает эксперт, опытом ряда европейских стран стоило бы воспользоваться.

 «Бонусы» для маленьких

Высокого уровня развития малый бизнес в странах с развитой экономикой достиг, в том числе, благодаря помощи государства, которое активно инвестирует в развитие малого и среднего предпринимательства.

США. Принципы поддержки малого и среднего бизнеса сформировались еще во времена Великой Депрессии. Государство начало субсидировать малые и средние предприятия в 1932 году. В 1953 г. в США создается Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), которая до сегодняшнего дня защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне.
На малый бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы.

Франция. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог, налог с инвестируемой части прибыли.

Разработана система поддержки бизнесов, создающихся безработными. Они на три года освобождаются от налогов и на год – от обязательных фонд социального страхования. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Польша. Эффективная государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства способствует развитию этих предприятий, предоставляя им дотации на обучение частных предпринимателей. На становление собственного дела в Польше сейчас дается 20-25 лет, в течение которых действуют следующие законы: на первые 10 лет малые предприятия освобождаются от налога на прибыль на 100%, в течение же последующих 10 лет уже на 50%. В налоговой политике Польши существует тенденция снижения социального налога.

РЕКЛАМА

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up