Новости / Общество

ЦТ: почему результаты остаются низкими?

4.04.2013, 16:06 / remove_red_eye 403 / chat_bubble

Почему из года в год  результаты ЦТ если и повышаются, то совсем незначительно? Что мешает некоторым абитуриентам  достичь заветной цели в виде бюджетного места в вузе? И верны ли утверждения, что знание школьной программы не всегда гарантирует   абитуриенту   высокий балл на ЦТ?

 Ответы на эти вопросы вместе с учителями, родителями и репетиторами  искала «IP».

Учредитель частной школы «Элит клаб», репетитор Светлана Курцова:

– Когда я слышу, что результаты централизованного тестирования по сравнению с прошлым годом хуже, меня это не очень удивляет. И мысль о том, что это наши дети год от года становятся глупее, последняя, которая появляется в моей голове, потому что это не так. Дети   изменились не сильно.  По крайней мере, глупее они точно не стали.  Наоборот, теперь они более требовательны к преподавателям и «выкладываться»  перед ними  сейчас нужно больше. Когда-то ученику достаточно было написать в конце недели благодарность в дневник за хорошее поведение.

РЕКЛАМА

А лучшим дисциплинирующим средством была угроза получить письменное замечание или «неуд».  Теперь нужно очень постараться, чтобы заинтересовать детей.  Мотивация же  у учителя придумывать интересные методы подачи материала, чтобы урок пролетал на одном дыхании, а материал хорошо усваивался, есть не всегда. Недавно встретила свою знакомую, которая работает в школе.  Говорит, зарплата неплохая – 4 миллиона. Но работает она почти на две ставки, все свободное время тонет в ворохе бумаг, тетрадей и отчетов. Времени даже на своих собственных детей почти нет.  Кто-то работает меньше за меньшую зарплату, а подрабатывает репетиторством, но опять-таки в ущерб собственной семье.

Что касается поступления и плохих результатов тестирования,  то все дело в том, что  изменилась политика государства по отношению к высшему образованию. Никому сегодня не нужно столько специалистов  с дипломами вузов, рынок труда не в состоянии  их обеспечить местами работы, поэтому тесты по предметам и составляются так,  чтобы школьники естественным  образом отсеивались, а в вузы попадали только самые способные. Количество бюджетных мест сокращается, а требования к абитуриентам увеличиваются с каждым годом.

Учитель физики одной из школ города:

– По моему предмету результаты централизованного тестирования  на уровне республики никогда не были  высокими, за исключением только, может быть, 2004 года. Те тесты соответствовали требованиям школьной программы, поэтому и написали их дети  очень хорошо. Сейчас тесты сложные. Их, наверное, составляют с мыслью,  что ученики с каждым  годом становятся умнее,  а их мышление и склад ума более нестандартным. Но это не так: дети не меняются.  Одаренных  можно по пальцам перечесть,  да и то  в профильных классах. Остальные – обычные ученики, которые хороших результатов добиваются только благодаря упорству и усидчивости. Ведь тесты составлены так,  что даже  если абитуриент прекрасно знает школьную программу, отлично решает задачи, не факт, что  на тестировании он получит высокий балл.  Ученика на положительный результат нужно банально «натаскивать».  Иначе получить высокий балл на тестировании  невозможно.  Возникает вопрос:  за чем же тогда дело стало?  Но не все учителя во время уроков готовят детей к тестам.

У кого-то  нет на это  времени: в обычной школе на физику отводится только два урока в неделю, чего  не всегда достаточно для  изучения даже школьной  программы.  Да, есть факультативы, но этого все  равно мало. Приходится пожинать плоды решения Минобразования, что двух уроков физики для обычного класса достаточно.  Теперь спохватились,  снова заговорили и снова на уровне министерства,  что третий урок физики в обычные школы нужно все-таки вернуть. Результаты тестирования стали хуже. А  этого и следовало ожидать!

Кстати,   подготовка к тестам  не входит в обязанности учителя. Его задача, чтобы школьник выучил программу по предмету.   А этого, как я говорила, недостаточно для хорошего результата. Кроме того, важно научить школьника правильно рассчитывать свои силы и время на ЦТ, что тоже делают не все учителя, в основном   из-за нехватки времени.  Несоответствие тестов школьной программе, нехватка времени на подготовку к тестированию во время уроков, ориентация при составлении тестов на одаренных, нестандартно мыслящих детей – вот, на мой взгляд, основные причины неудач многих абитуриентов на ЦТ.

Мама абитуриента:

– В следующем году сын планирует поступать в БГУ на факультет прикладной математики и информатики.  Он выбрал специальность,  на которую нужно сдавать математику, физику и белорусский или русский язык по выбору. В школе с самого начала у него были хорошие оценки по математике  и физике. А вот с языками не всегда все было гладко, поэтому мы наняли репетитора по русскому. Но несмотря на то, что с точными науками  проблем в школе не возникает, в начале учебного года все равно планируем заниматься у репетитора и по математике, и по физике.  Я уверена, что даже школьные успехи сына – не залог поступления.

Знания нужно как-то систематизировать, упорядочить.  А у учителей, судя по тому, что они рассказывают о своей загруженности бумажной работой, на это просто не хватает времени.

Комментарий специалиста

Николай Феськов, директор республиканского института контроля знаний: «Баллы на ЦТ не должны быть высокими»

Меня радует, что средний балл значительно не увеличивается.  В противном случае мы вынуждены были бы признать, что  тестирование не выполняет своей основной функции – отбор лучших абитуриентов. Приблизительно равные из года в год результаты тестирования говорят лишь о том, что нами правильно выбран инструментарий оценки знаний выпускников.
Невысокие баллы на тестировании вовсе не повод утверждать, что из школ выпускают  абитуриентов с низким уровнем подготовки, ведь  тестовые задания  рассчитаны не столько на отражение знаний школьников, сколько на раскрытие их творческих способностей, умение мыслить и сопоставлять знания, полученные в школе.

Кроме того, система анализов результатов ЦТ отличается от школьной оценки знаний. В последнем случае используется так называемый нормативно-критериальный метод, который теоретически позволяет каждому ученику в классе быть отличником и иметь высшие баллы по всем предметам. Оценка же результатов тестирования проводится посредством нормативно-ориентированного подхода, который способен более четко дифференцировать уровень знаний детей и из массы теоретически равных  абитуриентов выбрать наиболее качественно подготовленных.

Средние баллы  ЦТ по некоторым предметам в Барановичском регионе

Средние баллы ЦТ по некоторым предметам в Барановичском регионе

РЕКЛАМА

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up