Новости / Общество

Барановичи в большой яме

4.04.2013, 16:06 / remove_red_eye 101 / chat_bubble

Весна вновь встречает автомобилистов ямами и ухабами на дорогах, несмотря на то, что каждый год дорожники отчитываются об огромных суммах, потраченных на ямочный ремонт.

Почему усилия дорожных служб и немалые деньги, которые каждый год выделяются из городского бюджета на ремонт, не делают наши дороги лучше? В чем причина такого состояния и реально ли уменьшить остроту этой проблемы?

Ямочная панацея

До 1 мая дорожно-уличная сеть города будет приведена в порядок, уверяют дорожники. С наступлением тепла в городе начнется масшабный ямочный ремонт избитых и размытых за зиму барановичских улиц.

РЕКЛАМА

По словам директора УКРСП «Барановичремстрой» Владимира Кудласевича, латать дороги в городе начали уже в январе этого года, более того, ежедневно на улицах города использовалось порядка восьми тонн литого асфальтобетона. Свойства этого материала позволяют производить укладку даже при умеренно влажной погоде и минусовых температурах. Правда, стоимость литого асфальта не из дешевых – ремонт квадратного метра дырявой дороги обходится примерно в 300 тысяч рублей. С наступлением устойчивой плюсовой температуры на смену этому материалу придут горячие асфальтобетонные  смеси и эмульсии, которые примерно на треть дешевле.

«С наступлением тепла мы начнем приводить дороги в порядок. Мы готовы приступить к ремонту и раньше, но нет мастики. В холодное время ее не выпускают:  небольшой мороз – и она становится непригодной. Предприятия возобновят ее выпуск к середине апреля, и мы основательно приступим к ямочному ремонту дорог», – рассказал Владимир Кудласевич.

Дороги тают вслед за льдом

Однако этот повсеместный и экономичный способ «лечения» дорожного полотна водителей не очень радует, ведь после такой починки перезимовавшая дорога снова встречает автомобилиста уже знакомыми ему ямами.
«Каждую осень ремонтники чинят дорожное покрытие, заделывают ямы. Но следующей же весной эти ямы вскрываются или образуются новые, а мы несем свои кровно заработанные деньги продавцам запасных частей и сотрудникам автомастерских», – жалуются автомобилисты.

Сами дорожники не признают, что состояние барановичских дорог чем-либо выделяется на фоне других городов, хотя и не скрывают, что каждую весну положение на улицах города аховое. По мнению коммунальщиков, все беды дорожного покрытия стоят на трех китах – перепаде температур, больших нагрузках и отсутствии ливневой канализации.

С температурой все логично – во время оттепели вода попадает в поры или мелкие трещины дорожного покрытия, а при минусовой температуре замерзает, расширяется и деформирует структуру, «украшая» дорожное полотно трещинами и волнами. Вроде бы все по законам физики.

То, что в городе напряженка с ливневой канализацией, становится понятно, когда летом после проливного дождя проезжая часть наполняется водой до бордюров. На многих дорогах, построенных 30–40 лет назад, изначально не была предусмотрена ливневка, которая бы в должном объеме принимала и уводила стоки – вода не уходит под землю и разрушает асфальт. И снова противостоять проблеме дорожники не в силах:   чтобы оборудовать ливневую канализацию, необходимо снимать старое покрытие и строить дорогу буквально с нуля. На сегодняшний день это делается только в рамках капитального ремонта улиц.

Проблемы эти понятны и вроде бы неизбежны, однако мало кто из водителей, задевая колесом дыру в асфальте, сетует на переменчивую погоду и устаревшие стандарты.

«Когда кто-то из чиновников говорит, что дороги портятся от заморозков-оттепелей, я поверил бы, если бы на свете не было дорог Канады, Германии, Норвегии и Финляндии. И неужели специалистам по статистике в свое время трудно было просчитать, сколько машин поедет по дороге через 10 лет?» – недоумевает Виталий Павловский, водитель с 23-летним стажем.

«Пирог» по старому рецепту

Действительно, конструкция «дорожных одежд» на большинстве городских улиц рассчитана на гораздо меньшие нагрузки и интенсивность движения, рассказал «IP» о третьей причине разбитых дорог директор УКРСП «Барановичремстрой» Владимир Кудласевич. Если сегодня стандарты предусматривают как минимум 50 см слоя твердого основания, то раньше асфальт, особо не заморачиваясь, выкладывали на 20-сантиметровый слой песка и щебня.

Дорожники объясняют на пальцах строение дорожного «пирога»: самый нижний слой – грунт, следующий слой – песок, затем идет щебень и последний верхний слой – дорожное полотно или асфальт. Когда разрушается асфальт, возникают трещины и небольшие ямы на дороге, которые мешают передвижению, но, как говорится, «не смертельно». Однако когда под большим давлением двигается основание, щебень уходит в песок, а песок перемешивается с грунтом, вот тогда и начинаются процессы, приводящие в результате к колее высотой в десятки сантиметров и провалам, в которых на скорости у машины выворачивает колеса, разрушается подвеска, а иногда происходят и более серьезные аварии.

Как рассказали «IP» в одной из дорожных организаций города, в развитых странах, где нет больших запасов нефти для производства битума, давно придумали выход из такой ситуации – подкладка бетонных плит под основание дороги либо применение георешеток – специальных каркасов, которые не позволяют смешиваться слоям дорожного «пирога». Ровные дороги Германии, Японии и США – результат применения таких технологий. «В результате стоимость строительства дороги возрастает всего на пару процентов, но зато государство в последующем экономит на ямочном ремонте и эксплуатации дороги», – рассказали дорожники.

Экономия на асфальте

В прошлом году, на радость водителям, на нескольких участках городских дорог проводились масштабные ремонтные работы по замене асфальтного покрытия. После зимы новый асфальт выглядит гораздо лучше, чем прежде, однако водители и на нем отмечают изъяны. И здесь, как утверждают дорожники, причина кроется в качестве материалов. «Сегодня нефтеперерабатывающие заводы работают по системе глубокой переработки, в результате чего битум, как ни парадоксально, получается не самого лучшего качества. Его очищают от многих примесей, которые необходимы для получения в последующем качественного асфальта. Теперь битум скорее не материал, а отходы», – рассказал Сергей Панченко, заместитель гендиректора РУП «Бреставтодор».

Но, по его словам, дорожники и этому рады, ведь сейчас, оказывается, все в дефиците! «Сегодня дорожные службы работают на том, что им предлагают, – рассказал специалист. – Взять тот же щебень – его днем с огнем не найти. А если и добываешь партию, то, как правило, это материал не самого лучшего качества. А ведь щебня в Беларуси немало».
Экономят и на количестве асфальтобетона – его слой на улицах города составляет максимум 7–8 см, а кое-где недотягивает и до четырех. По правилам же, говорят специалисты, при наших устаревших дорожных основаниях слой асфальта должен быть как минимум 12–15 см.

Чтобы дороги были в нормальном состоянии, в идеале необходимо каждые пять лет проводить текущий ремонт и каждые 15 – капитальный, гласят стандарты. Неизбалованные водители благодарны и за те участки, которые в прошлом году наконец отремонтировали, хотя, конечно, это капля в море барановичского бездорожья.

РЕКЛАМА

В городе примерно 400 км улиц, из которых только 186 – асфальтированные. И если ежегодно проводить хотя бы текущий ремонт восьми километров улиц, на ремонт всех дорог в городе потребуется около 23 лет. Не стоит забывать и о том, что гарантийный  срок таких работ – всего пять лет, и до конца ремонта большая часть асфальтного покрытия снова придет в негодность. И текущий ремонт не сравнить с капитальным – проблема отсутствия ливневой канализации и старого расползающегося основания дорог будут преследовать наш город еще очень долго.

Справка «IP»

Будут ли проводиться ремонтные работы по замене асфальтного покрытия в этом году, зависит от того, «как сработают наши предприятия». «Если городской бюджет будет пополняться согласно планам, вполне возможно, что и в этом году нам удастся заменить асфальтное покрытие на улицах  Циолковского, Чернышевского, Павлова, Царюка», – поделился планами  Владимир Кудласевич, директор  УКРСП «Барановичремстрой».

Капремонт в этом году запланирован в восточной части города в районе д. Яново, где в прошлые годы наблюдались серьезные подтопления. По словам  В. Кудласевича, в рамках капремонта будет выполнена реконструкция улиц 20-й Дивизии и Яновской.

Кстати

Из-за ненадлежащего состояния дорожного покрытия происходит порядка 5% от всего количества ДТП, сообщили в ГАИ УВД Брестского облисполкома. Так, к примеру, в Барановичах в прошлом месяце произошло около шести подобных аварий, в которых, к счастью, никто не пострадал. Сотрудники Госавтоинспекции регулярно производят текущее обследование дорог. Дорожной организации в этом году выданы предписания о необходимости устранения недостатков на улицах 50 лет БССР, Куйбышева, Войкова, Царюка, Притыцкого, Гаевой и других.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up