Новости / Экономика

Директор «Бархима»: «14 месяцев реального позора…»

28.03.2013, 12:40 / remove_red_eye 637 / chat_bubble

Директор ОАО «Бархим» Евгений Рудой рассказал, почему сорвалась продажа контрольного пакета акций завода иностранным инвесторам, а также сообщил о планах предприятия по входу в европейские торговые сети.

Не сошлись в цене

«Весь прошлый год предприятие вело переговоры с двумя инвесторами – немецким концерном РСС и польской компанией LAKMA, – сообщил Евгений Рудой. – Инвесторы приезжали к нам, проводились заседания. Но 14 месяцев переговоров, к сожалению, не привели ни к чему хорошему».

Госпакет акций «Бархима» за 7,8 млн долларов так и не продали. По данным управленца, согласие на продажу акций не дал Комитет госконтроля РБ из-за того, что рыночная стоимость предприятия оказалась меньше на 1,7 млн долларов балансовой стоимости. «В рыночную цену институт Госкомимущества, проводивший оценку, не включил стоимость старых недостроенных зданий, которые «висят» у нас на балансе, – пояснил разницу в ценах директор. – Инвесторов реально не пустили». Между тем в случае приватизации «Бархим» только выиграл бы. Как сообщил директор, в планах у инвесторов было увеличение мощностей в три раза за 2,5 года и продажа продукции в Евросоюзе. «Немцы предлагали проект с выпуском 15 тысяч тонн моющих жидких средств за 5,5 млн долларов, – отметил Евгений Рудой.

РЕКЛАМА

– Стоимость предложенного нам проекта института нашего концерна в два раза выше, а мощности в три раза меньше. На эти деньги можно еще один «Бархим» построить». Утяжеляет цену белорусского проекта снос старых зданий. «Только на разборку уйдет около трех-четырех миллионов долларов», – предположил директор. По его данным, судьбу проекта будет решать концерн.

В этом же году «Бархим», по данным Евгения Рудого, снова в списке предприятий, 100%-й пакет акций которых планируют выставить на продажу. Список составлен Госкомимуществом, но пока не утвержден. «Кто будет заниматься этим, не знаю, – отметил директор. – После 14 месяцев переговоров реального позора начинать все заново не хочется…»  

«Солнце» может, а вы нет!»

Сегодня у предприятия есть и другие проблемы, требующие немедленного решения. Одной из самых серьезных, по мнению председателя горисполкома Виктора Дичковского, является низкий уровень зарплаты (3093 тыс. руб. за февраль) и значительное опережение ее роста над ростом производительности труда. «Вам позор иметь такой уровень оплаты труда – в полтора раза ниже средней по городу», – корил менеджмент предприятия председатель горисполкома на заседании. – Почему на «Солнце» (заводе бытовой химии в Осиповичах. – Авт.)  могут организовать зарплату в 5 млн руб., а вы нет?!»
Низкая зарплата сложилась в том числе из-за убыточности предприятия. Чистый убыток на начало года составил почти 1,8 млрд рублей. Среди причин убыточности в прошлом году директор назвал запрет на рост цен в связи с включением всей продукции в список социально значимых товаров и потерю почти всех зарубежных партнеров из-за приостановления экспорта в 2011 году. «Все наработанные контракты мы потеряли. И в прошлом году ни один не восстановили! – отметил директор. – Люди сказали:  ребят, как с вами можно работать?! Столько лет мы деньги вкладывали, рекламировали, а вы нам в итоге не даете продукции…»  Но документальных оснований для приостановления экспортных поставок директор «Бархима» не мог привести: «Время такое было – все с полок в Беларуси сметали, и нам сказали продавать только в Беларуси».

Из-за потери внешних рынков сбыта на складах предприятия на начало 2013 года скопилось продукции на 13 млрд рублей, или 138% от среднемесячного объема производства. Председатель горисполкома предположил, что предприятие не умеет продвигать свою продукцию на внутреннем рынке. «Нет никакой рекламной поддержки продукта! Нигде, кроме заводского забора. Ни одного билборда ни на трассе, ни в столице, – отметил промахи предприятия Виктор Дичковский. – «Солнце» же везде. И в итоге продукт дороже, продается лучше. А «Бархим» – в хвосте, если не сказать дальше…»

Однако, судя по приведенным директором данным, предприятие не сильно нуждается в рекламе на внутреннем рынке, имея стабильных покупателей среди бюджетных организаций. Главной задачей завода является увеличение экспорта. Как сообщил «IP» Евгений Рудой, завод наращивает продажи продукции в России, Казахстане и Украине. Рост экспорта за два месяца этого года к аналогичному периоду прошлого составил 276%. Не потеряли из виду «Бархим» европейцы. Как сообщил Евгений Рудой, завод ведет переговоры по поставкам продукции в популярные торговые сети – Carrefour, Biedronka, Maxima. «Немцы и поляки, по предварительной договоренности, выражали готовность забирать половину объемов производства продукции», – отметил директор «Бархима».

Комментарий специалиста

Экономист Леонид Злотников: «С имиджем Беларуси продать «Бархим» дорого будет очень трудно»

– Руководство страны находится в очень щекотливом положении. С одной стороны, стране остро нужна валюта, это понятно. Для этого в государственном комитете по имуществу вновь создали новый список предприятий на продажу на общую сумму 2,5 млрд долларов в 2013 году. Хотя обязательства перед АКФ ЕврАзЭС по доходам от приватизации в прошлом году страна выполнила только на 70%.

С другой стороны, руководству кажется, что предприятия отдаем ну очень дешево. Любая предложенная инвестором цена сверху кажется несоответствующей реальности. На самом деле, приватизация идет с таким скрипом, так как у руководства страны и не было желания приватизировать. Госконтролем ясно было сказано после отказа инвесторам «Бархима» – «развивайте сами». И ничего другого предприятию не останется в условиях, когда кредитный рейтинг страны низкий, а имидж в мире инвесторов подпорчен скандалами вокруг приватизации. При таких высоких рисках продать «Бархим» иностранному инвестору дорого будет очень трудно. 

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up