Автор: Алесь ГИЗУН Юля ХАРКЕВИЧ

14:13, 14 марта 2013

Экономика

remove_red_eye 88

Срок годности не писан

Доверяй, но проверяй. Накануне Дня защиты прав потребителей «IP» заглянула в несколько барановичских магазинов в поисках просроченных продуктов и, к своему удивлению, нашла!

Изначально, планируя «контрольную закупку» накануне праздника  8 Марта, на успех мы особо не надеялись, поскольку наслышаны: в предпраздничные дни за качеством товара следят как городская, так и областная санстанции, не позволяя на волне ажиотажа «спихнуть» покупателям несвежие продукты.

Однако в первом же магазине спустя 10 минут просроченный продукт нашелся – томатный соус, который вот уже как неделю был не пригоден к употреблению. Товар мы оплатили, затем сообщили кассиру о несвежем продукте. Деньги нам без разговоров вернули, извинившись и пообещав, что впредь будут «держать на контроле этого поставщика».

В следующем магазине тоже долго искать просроченный товар не пришлось: в холодильнике на самом видном месте лежит просроченный куриный окорочок. Согласно заводской упаковке срок годности мяса истек 21 февраля. Но, что интересно, поверх фирменной упаковки обмотан магазинный полиэтилен и наклеена новая этикетка, согласно которой куриная нога считается съедобной аж до 20 апреля!

РЕКЛАМА

Дойти до кассы с подозрительным товаром не удалось: заметив наш интерес к лотку с мясом, продавцы почуяли неладное и вызвали заведующую. Та недоумевает: «Мы же этот окорочок два дня назад убрали, понятия не имею, как он тут оказался». Девушка оправдывается: работает она недавно, продавцы, видно, что-то перепутали, перед праздником за всем не углядишь, и вообще, «с минуты на минуты ждем областную санстанцию». В общем, дальше испытывать нервы молоденькой заведующей мы не стали – взяли лишь обещание унести несвежий окорочок из торгового зала.

Живой йогурт или мертвый?

Чем дольше мы рассматривали упаковки продуктов, тем больше удивлялись. Взять, к примеру, борщ «из свежей капусты». Сквозь стекло закатанной год назад консервы видны малоаппетитные бурые кусочки с пузырьками, но, судя по маркировке, употреблять борщ можно еще в течение двух лет. Или те же пельмени – у одних срок годности один месяц, другие можно хранить 180 дней. И в обоих случаях пельмени «сделаны из свежих натуральных продуктов».

По телевизору рекламируют полезные «живые» биойогурты с бифидобактериями, которые, оказывается, живут и остаются свежими и полезными до трех месяцев.

Кстати о йогуртах. Они-то нам и попались в очередном магазине – три баночки, срок которых истек четыре дня назад. На этот раз пробиваем товар на кассе и требуем жалобную книгу. Ее нам не дают, но ведут в кабинет заведующей, где каждая упаковка тщательно изучается, а срок годности вычисляется по настенному календарю. Наконец вердикт – «действительно, несвежие». «В общем-то, я могу вам дать книгу замечаний, но так ли это вам принципиально?» –  вкрадчиво начинает переговоры заведующая. Мы выслушиваем очередную речь про восьмимартовскую кутерьму и забеганных продавцов, принимаем извинения, получаем назад свои деньги и удаляемся.

Вместо жалобной книги – букеты

Еще одно наблюдение: стоит покупателю обнаружить «просрочку» и потребовать жалобную книгу, как обслуживающий персонал становится гораздо любезнее и обходительнее. В обиходе продавцов неожиданно появляется слово «пожалуйста», из уст сыплется «тысяча извинений». С недовольным потребителем начинают общаться, как с любимым ребенком, на лице расцветает улыбка – и куда только исчезают хроническое плохое настроение (семейные проблемы,  недовольство зарплатой, боязнь показаться глупым, усталость) продавцов?

На что готовы завмагазинами, чтобы заветная книжка «замечаний и предложений» не оказалась в руках обиженного покупателя? Нам были известны случаи, когда обманутые клиенты, уличившие продавцов в просрочке (обвесе, обмане), не стеснялись закатить скандал, обещали дойти до президента и угрожали завмагу, мол, «я вашу лавочку-то прикрою!» Понятно, что при таком раскладе испуганные работники торговли готовы на все, и зачастую покупатели, для которых наглость – второе счастье, выходят из торговых точек с набитыми пакетами продуктов, доставшимися им даром, лишь бы громко не кричали.  

Применить такой подход людям спокойным и неконфликтным не всегда по силам, но мы решили рискнуть в следующем магазине. «Улов» в нем оказался солидным – два лотка котлет недельной просроченности, кефир, плавленый сырок и кофе.  Стандартно пробиваем товар на кассе, фотографируем его, зовем завмага и требуем книгу жалоб.

Заведующая заметно нервничает. «Ну, давайте мы просто перед вами извинимся и вернем деньги?» – предлагает самый простой путь заведующая. Но мы непоколебимы – книгу жалоб и все тут! «Понимаете, у нас сейчас много товара, цветы продаем, торты. Не заметили мои девочки просроченный товар», – голос завмага начинает дрожать. «У вас тут розы продаются, можно нам взять три штуки?» – мы наконец решаемся на шантаж. Завмаг вполне охотно соглашается.
После того, как деньги за испорченные продукты нам вернули, от букета мы отказываемся – мол, передумали. Заведующая пугается еще больше и настаивает взять хотя бы один цветок – «праздник все-таки»…

«Вы мне жизнь хотите испортить?»

На первый взгляд, в крупных супермаркетах с огромным количеством товаров не так просто контролировать сроки годности каждого продукта, соответственно, и вероятность наткнуться на «просрочку» там выше. Но как бы не так. Проведя в двух крупных супермаркетах примерно по часу(!), просроченный продукт мы нашли только в одном из  них, и то – лишь баночку джема, срок которого вышел пару дней назад. Деньги без колебаний нам вернули, извинились, пообещали исправиться.

Ради интереса мы прошлись по магазинам и 9 марта, аккурат после предпраздничного ажиотажа. Ссылаться на то, что «на носу 8 марта, люди сметают товар, расталкивая друг друга локтями, не успеваем подносить, не то что проверять», продавцы уже не могли – по просторному залу бродили лишь несколько человек, а работники лениво за ними наблюдали. Тем временем в корзинке у нас снова просроченный ассортимент – свиной жир, пельмени и мясо с дивным названием «полуфабрикат мясной натуральный из свинины мелкокусковой мясокостный полуфабрикат для борща традиционный замороженный».

Самое удивительное – внешний вид этих продуктов. Пластиковая упаковка с жиром – потрескавшаяся, с отлетающей крышкой, полиэтилен, в который завернут лоток с кусками мяса, разорван с двух сторон, из прорех вытекает красная жидкость, хотя, судя по описанию, продукт этот – замороженный. Фабричная упаковка с пельменями, видимо, была разорвана, но продавцы упаковали ее в целлофановый пакет, скрепив степлером. Возможно, во времена  дефицита эти товары, даже просроченные, были бы нарасхват, но кто купит разорванный пакет с пельменями сегодня, тем более если рядом лежат десятки целых и невредимых пачек той же фирмы?

Администратор торгового зала долго ведет борьбу за книгу жалоб. Сначала она и вовсе не верит, что продукты плохие, потом считает, загибая пальцы, и констатирует неизбежное. «Вы, наверное, специально искали плохие продукты?» – с обидой говорит она, но мы этого и не отрицаем. «Чего вы добиваетесь? Жизнь нам испортить?» – спрашивает одна из продавщиц. Но портить мы ничего не хотим, лишь просим убрать из зала продукты и впредь более внимательно следить за сроками, чтобы не испортить здоровье покупателям. Покупатели, ставшие свидетелями нашего разговора, судорожно начали проверять упаковки продуктов в своих корзинах.

Советы специалиста

Как выбрать в магазине качественный продукт и как правильно вернуть продавцу некачественный товар, советует «IP» председатель ОО «Защита прав потребителей «Содружество» Вячеслав Шмат, чья добросовестная деятельность стала грозой для столичных продавцов.

РЕКЛАМА

–   Не ленитесь перед покупкой продукта посмотреть на дату его изготовления и сроки годности. Иногда продавцы меняют упаковку товара, «обновляя» и сроки его годности. Если вы усомнились в качестве покупаемого продукта, вы имеете право потребовать у продавца качественное удостоверение. Это документ, в котором указаны наименование товара, дата его производства и срок годности. Оно обязательно должно находиться на торговом объекте, который реализует конкретный товар.  

–   Стоит также обращать внимание на то, когда взвешивался тот или иной товар. Ведь фрукты, овощи, колбасные изделия со временем дают естественную усушку. Спелый ананас, который был взвешен неделю назад, может показать разбежку между реальной стоимостью и указанной на ценнике до 10 тысяч.  Попросить продавца перевесить товар в вашем присутствии – ваше полное право.

–  Особенно много «просрочки» появляется на прилавках накануне праздников, когда под покупательский шумок продавцы пытаются сбыть сомнительный товар. Если в вашей корзине оказались просроченные продукты, покупатель не должен оставаться безучастным. Для начала нужно сделать соответствующую запись в книге жалоб и дождаться письменного ответа администрации. Об особенно недобросовестных продавцах можно сообщить в центр гигиены и эпидемиологии, чтобы там приняли административные меры к нарушителям. Желательно приложить к вашему заявлению копию вашей жалобы, а также копии чека и возвратного чека, которые покупатель вправе потребовать от продавца.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up