Автор: «Белорусские новости» Никита БЕЛЯЕВ

1:00, 12 ноября 2012

Политика

remove_red_eye 89

Где найти новые рельсы для внешней политики РБ?

Говоря о необходимости реформ, белорусские эксперты чаще всего подразумевают экономическую и политическую сферы. Однако успешная модернизация страны зависит и от внешних факторов.

В рамках инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» важно рассмотреть возможности перехода страны на новые рельсы внешней политики, ведь без этого реальная модернизация, пусть и в будущем, может быть поставлена под угрозу. Пока же белорусские власти в упор не видят своих ошибок.

Провал за провалом

Первые попытки белорусских властей найти новых внешнеполитических партнеров были связаны с участием страны в Движении неприсоединения. Партнеры нашлись быстро: сначала в этой роли выступил Иран, затем Венесуэла.

РЕКЛАМА

Риторика дружбы на первых порах поддерживалась наличием общих врагов в виде Соединенных Штатов и мирового капитализма, а также наличием у обоих государств нефти, доступ к которой пыталась получить Беларусь. К тому же лидеры Ирана и Венесуэлы были ментально близки руководителю белорусского государства методами управления и склонностью к концентрации власти в своих руках.

Однако на деле оказалось, что друзья отделяют дела от лозунгов и в двусторонних отношениях придерживаются все того же рыночного принципа: ты — мне, я — тебе.

Так, попытка белорусских властей начать разработку нефтяного месторождения Джуфейр закончилась провалом, одной из причин которого стали банальная нехватка финансирования и отсутствие интереса у иранской стороны. Похожая ситуация наблюдается и в сфере инвестиций: проект по сборке легковых автомобилей «Саманд» не оправдал себя, а мизерный объем производства поддерживается за счет госзакупок.

Не оправдались надежды и на проект белорусско-венесуэльских отношений. Поставки дружеской нефти оказались нерентабельными и сошли на нет летом этого года, хотя по договоренностям должны были продолжаться как минимум до 2014 года, причем в колоссальных масштабах.

Сейчас белорусско-венесуэльские отношения спасают исполнением плана по экспорту строительных услуг, в то время как в Беларуси ощущается острая нехватка строителей.

Одной из амбициозных попыток улучшения внешней политики является план привлечения Китая в Беларусь. Однако и тут произошла оказия: вместо многомиллиардных инвестиций были предложены связанные кредиты. В итоге Беларусь имеет за прошлый год отрицательное сальдо торгового баланса с Китаем в 1,55 млрд долларов.

В отношениях со своими основными внешнеполитическими партнерами — Россией и Европейским союзом — Беларусь попала в ловушку, ход в одну или другую сторону грозит шахом и матом. ЕС выдвигает четкие политические требования, Россия требует исполнения интеграционных и экономических обязательств. Но ни те, ни другие требования не приемлемы для белорусских властей.

Потенциал аналитиков

Для выхода из сложившейся ситуации Беларуси следует обратиться к мировому опыту решения проблем во внешней политике. Так, МИД многих стран в своей работе используют данные аналитических центров и местных фабрик мысли (think tank). Для примера можно обратиться к опыту США, где независимые аналитические центры активно вовлечены в процесс построения внешней политики страны.

Похожая ситуация наблюдается в Китае. Несмотря на то, что КНР является авторитарным государством, а процесс принятия решений закрыт от посторонних, компартия активно привлекает независимых экспертов для проведения внешней политики.

Упущенное в этом направлении пытается наверстать и Российская Федерация. Ее правительство активно развивает систему государственных закупок исследований у независимых аналитических центров и фабрик мысли.

Впрочем, модернизация внешней политики невозможна без модернизации самого политического режима. В ином случае не спасут и самые светлые головы из think tank.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up