Новости / Общество

Учителей с учениками разделяет море… бумаги

29.10.2012, 1:00 / remove_red_eye 0 / chat_bubble

«Провели родительское собрание  или классный час – отчет, сходили с детьми  на экскурсию – отчет, даже после любого мероприятия, проведенного для  детей к празднику, нужно составить кучу отчетов,  предоставить сценарии, чтобы отчитаться перед администрацией,  что это действительно было».

Учителя рассказали «IP», что им мешает учить детей и почему уровень образования   снижается.

Ученик или учащийся: кто из них умнее?

Учитель белорусского языка и литературы одной из школ города, которая  попросила не называть ее имени, рассказала «IP», что в последние годы  работу учителя  все чаще оценивают не по результатам, а по отражению ее во всевозможных бумажках, отчетах и планах, которые необходимо заполнять постоянно. «На то, чтобы  нормально заниматься детьми, учить их чему-то, порой просто не хватает времени. Это страшно, но иногда приходишь на работу и хочется сказать: «Дети, сидите тихо и не мешайте работать», – рассказала педагог. –  А если потом у учеников плохие отметки или они не знают чего-то,  винят нас, учителей. Но никто, по сути, не задумывается, сколько ненужной работы мы делаем».

РЕКЛАМА

За примерами далеко ходить не надо:  кучу времени отнимает банальное оформление школьных тетрадей и дневников. «Правила меняются каждый год, у большинства учеников в голове уже  каша, они попросту не знают, как правильно подписать первую страницу. Хотя, казалось бы, что в школе может быть проще? –  недоумевает  учитель. – В итоге подписывают с ошибками. Мы требуем, чтобы тетрадь заменили, ведь первая же проверка спросит за это с нас».

Новшество этого  учебного года: теперь на школьных тетрадях дети из «учеников» превратились в «обучающихся».  А вот ребята  из начальных классов по-прежнему остаются учениками. Самое нелепое во всей этой ситуации, по словам учителя, то, что если подписывать тетради  согласно требованиям Министерства образования, то на первой странице не хватает линеечек. «Детям приходится писать слово «тетрадь» в воздухе либо дочерчивать снизу еще одну графу», – говорит филолог.

Кроме того, существуют так называемые тетради с шаблонными первыми страницами, где некоторые слова уже пропечатаны в типографии, а детям остается только дописать свои данные. «Представьте, если родители перед началом учебного года купили детям по пачке тетрадей, на которых написано «учени» и нужно только дописать «–ка» или «–цы»? Все эти тетради уже не подходят, потому что их не подпишешь в соответствии с новыми требованиями, – рассказывает учитель. – Нужно снова идти в магазин и платить деньги за новые тетради».

Учитель призналась, что если бы сама долгое время не работала в школе, то, наверное, считала бы, что все учителя «самодуры и маразматики»  и не знают, чего они хотят от детей, главное – поиздеваться. «Я уверена, что сейчас большинство родителей именно такого мнения о нас.  Честно, я их понимаю. Но это ведь не мы решаем, в какую сторону будут, так скажем,  загибаться кавычки в новом учебном году, а просто выполняем те требования, которые ежегодно меняют в Министерстве образования. С  нас и спрос, если что-то сделано не так, как нужно», – рассуждает она.

По словам учителя, для того, чтобы избежать недоразумений с родителями, несколько первых уроков в начале учебного года тратится на то, чтобы правильно оформить тетради и дневники. «Я собираю их со всего класса, сама подписываю карандашом, потом раздаю детям, и они уже обводят  своим почерком,  – рассказывает филолог.  – А ведь это время могло быть потрачено на изучение нового материала или на повторение прошлогодних тем».

Перепутала клетки в журнале – пиши объяснительную

Еще одно новшество учебного года касается заполнения классного журнала. В этом году дату проведения урока нужно писать не горизонтально, а… вертикально! Казалось бы, что тут такого, ну пусть пишут по-другому, какая разница?  «Заполнение классного журнала для многих учителей – это отработанное до автоматизма действие. Редко кто берет в руки ручку с мыслью: «Вот сейчас я поставлю в журнале дату, потом напишу тему урока», все это делается между делом. Естественно, если кто-то за пять лет, скажем, привык писать дату горизонтально, то по привычке так и сделает, особенно в начале года, когда перед тобой абсолютно чистая страница без записей», – говорит учитель математики одной из школ.

Делать исправления в журнале, а тем более вырывать страницы и переписывать нельзя ни в коем случае. За каждую «помарочку», не в ту клеточку выставленную оценку учителю нужно долго объясняться и оправдываться, это снова впустую потраченное время.
Но  больше всего, по словам преподавателей, жалко времени, которое приходится тратить на обсуждение никому не нужных и бесполезных вещей. «Вот, например, ежегодно мы собираемся, чтобы обсудить, как же нам в классных журналах сокращать слово «страница».  Писать «с.» или «стр.»,   а по-белорусски «ст.» или «стар.», – рассказывают учителя. – К единому мнению на педсоветах, как правило, прийти никто не может, потом этот вопрос обсуждают методисты, а потом он выносится на заседание в управление образования. Вот такие вопросы у нас на повестке дня, что там до учеников и знаний, которые мы в это время могли бы им дать? Зато потом, когда они плохо сдают тестирование или на первом курсе вузов выясняется, что студенты не знают элементарных вещей, винят  учителя, он не научил. Или еще хуже: нас самих недоучками называют».

Где выход?

Начался этот бумажный бум, по словам преподавателей, в конце 90-х годов, когда в школы внедрили образование по 12-летней программе. «Именно в связи с реформой от нас начали требовать   бумажки, отчеты,  анализы эффективности этого нововведения, – вспоминают учителя. – От 12-летнего образования государство вскоре отказалось, но ворох не нужных никому бумаг отголоском той реформы  все еще тянется за нами.  Только избавление учителей от бесполезной траты времени способно изменить эту катастрофическую ситуацию».

Если же все останется как прежде, то, по словам педагогов,  с каждым годом из школ будут выпускаться все более обделенные вниманием учителей и, соответственно, знаниями дети. Многие из них будут потом возвращаться в учебные заведения уже преподавателями, чтобы точно так же тонуть в море бумаг, а не учить детей.

Интересные факты об образовании в разных странах мира:

–  В Японии ученикам младших классов не задают домашнего задания, зато в старших классах оно настолько объемное, что японские старшеклассники считаются самыми занятыми людьми в стране.

–  В Америке в начальных классах ничего приносить в школу не нужно, все принадлежности детям выдают там. Первоклассники  в своих тетрадях пишут простыми карандашами, чтобы можно было быстро стереть и исправить ошибку.

n Начальную школу в Мексике посещают почти все дети, но до средней доходят только 62% из них. До старших классов доучивается только половина детей, а вузы поступает не больше 25%.

n Школьная система Финляндии на 100% финансируется государством.  Детям не ставят отметки в первые шесть лет обучения в школе. Все школьники, кроме старшеклассников,  очень редко выполняют домашние задания и сдают экзамены.

Как «трясет» систему образования

РЕКЛАМА

1984 год – переход на 11-летнее образование.

1998 год – переход на 12-летнее образование.

2006 год – подписан Закон «Об общем среднем образовании», который закрепил его нормы
(10 лет в школе – для получения обязательного базового образования, 12 лет – для общего среднего образования).

2008 год – отмена системы 12-летнего образования и профильных классов в общеобразовательных школах.

2012 год – планируется  отмена льгот при поступлении для абитуриентов из сельских школ, детей-сирот, возвращение профильных классов в школы.

Сегодня обсуждается вопрос о закрытии гимназий и лицеев, а также о том, что выпускные экзамены в школах  будут принимать не учителя, а независимые эксперты.

Из положительных моментов учителя назвали лишь издание методички с готовыми тематическими планами, где достаточно только расставить даты проведения уроков.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up