Автор: Людмила ПРОКОПОВА

1:00, 15 октября 2012

Экономика

remove_red_eye 87

Блакітные мечты

Создать текстильный холдинг на базе ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» предложил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. Управленцы объединения считают этот шаг стратегически важным, независимые экономисты не видят в решении ничего инновационного.

Проект указа по созданию холдинга на базе предприятия и ОАО «Текстильторг», который является официальным дилером предприятий концерна «Беллег-пром», стал первым шагом Михаила Мясниковича после официального оформления его «шефства» над БПХО (напомним, что контролировать привлечение инвесторов и процесс модернизации БПХО премьер-министру  поручил президент страны).

В холдинг, как сообщается на сайте Совмина, войдут областные оптовые торговые базы, которые будут реализовывать продукцию предприятия. Заявив о создании холдинга, премьер-министр  также сообщил о проводимом на предприятии в 2012–2015 годах техническом перевооружении, на которое выделено около 23 млн евро.

Предприятие планирует осуществить до 2015 года замену оборудования в прядильном и ткацком производствах, в отделочном производстве, чтобы расширить ассортимент тканей (сатин, атлас, одежная ткань). В швейном производстве планируется приобретение настилочного комплекса и автоматов раскроя, пошива и упаковки постельного белья; также планируется закупка электротранспорта и замена инженерных коммуникаций.

РЕКЛАМА

Финансирование проекта, как указано на сайте Совмина, предполагается в основном за счет льготного банковского кредита под гарантии правительства страны с погашением кредита в 2015–2020 годах.

С проведением модернизации, предполагающей увеличение производства текстиля, потребуются новые каналы реализации, новое качество продаж, говорится на сайте Совмина. Этим и будут заниматься предприятия холдинга.

На БПХО отметили перспективность создания холдинга. «Это стратегическое решение для предприятия в условиях открытых границ, – отметила заместитель генерального директора ОАО «БПХО» по коммерческим вопросам Наталья Реут. – Со вступлением России в ВТО на наш рынок хлынут производители из других стран, поэтому предприятию необходимо закрепить свои позиции на внутреннем рынке».

Барановичское объединение, по данным Натальи Реут, сегодня занимает 85–90% внутреннего рынка товаров легпрома. И, по словам коммерческого директора, производимых объемов продукции недостаточно: «Мы работаем 30 дней в четыре смены, нарастили объемы производства чуть ли не в два раза по сравнению с прошлым годом и все равно не можем удовлетворить рынок. Спрос на продукцию намного выше», – отметила Наталья Реут.    

По данным Натальи Реут, предприятие после проведенного технического перевооружения надеется нарастить производство в 2,5–4 раза к 2015 году. Причем весь прирост планируется ориентировать на экспорт. «Наша продукция выигрывает у конкурентов по качеству, надеемся, что после полной модернизации производства будет конкурентоспособна и по цене. Оценить силы и достижения конкурентов мы собираемся в этом году на выставках в Китае, Узбекистане, Таджикистане», – отметила Наталья Реут.

Однако благие намерения барановичского предприятия могут просто не осуществиться, говорят белорусские экономисты. Леонид Злотников считает, что отечественный легпром безнадежно запаздывает в развитии. «Да, планы у руководства хороши – модернизация, расширение ассортимента, – говорит экономист. – Но этого уже недостаточно. Дело в мелочах. Возможно, у предприятия есть свои новинки, которые они держат в секрете, – интересные ткани с использованием нанотехнологий, как в Китае, или необычные рисунки. А если нет, больших надежд  строить не стоит».

По мнению экономиста, БПХО выдержит конкуренцию на российском рынке с Китаем только при условии низкой зарплаты на предприятии. «Через два-три года, как раз когда БПХО закончит свое перевооружение, на российский рынок придут мощные конкуренты – западные торговые сети со своими тканями и швейными изделиями, – подчеркнул Леонид Злотников. – Их товары   более конкурентоспособны, так как производятся в странах с низкой стоимостью рабочей силы».

И против этих сетей белорусские холдинги будут бессильны. «У нас холдинги создаются не решением компаний, а решением государства, – отметил независимый эксперт. – А с экономической точки зрения эффективность таких холдингов почти нулевая». Считает нежизнеспособными проводимые преобразования и экономист Ярослав Романчук. «Новый суперпроект и новые евровливания вместо подкованных менеджеров на высших постах и приватизации объекта – управленческая импотенция очевидна, – говорит экономист. – За 20 лет управления не смогли вывести объединение из списка хронических реципиентов.

В трясину втягивают еще и областные базы, в то время как нужно хотя бы перепрофилировать предприятие, как сделали в Германии и Англии. БПХO напоминает огромный чемодан советского образца без ручки – и тащить тяжело, и бросить жалко». По мнению экономиста, страдают и другие участники рынка: «Объединение – такое же производство, как и любое другое в Барановичах. И оказание такой поддержки – нарушение правил конкуренции. Обосновать неограниченную помощь государства акционерному обществу в других странах было бы очень трудно. Государство должно осуществлять и контролировать реформы в экономике, а шить изделия или делать обувь – занятие частное».

Справка «IP»

По данным заместителя директора по коммерческим вопросам ОАО «БПХО» Натальи Реут, на предприятии работает около 2–2,5 тысячи человек (в начале 2011 года  было более 3 тысяч работников). Средняя начисленная зарплата на предприятии, по информации Натальи Реут, в 2012 году поднималась несколько раз и составила за август около 400 долларов в эквиваленте.

Кстати

РУП «БПХО» в 2008–2010 годах уже потратило   на закупку технологического сырья, материалов и комплектующих, приобретение оборудования и реализацию мероприятий по энергосбережению более 70 млрд рублей кредитных  средств  ОАО «АСБ Беларусбанк», выделенных  под гарантию Правительства РБ.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up