Автор: Константин ЛИТВИН

1:00, 8 октября 2012

Общество

remove_red_eye 218

“Сельский балл” под вопросом

В отечественной системе  образования не перестают экспериментировать. Новостью этого года стало предложение отменить отдельный конкурс для сельских абитуриентов. Насколько обоснованы эти планы, выясняла «IP».

Предложение, выдвинутое в августе председателем Совета Республики Национального собрания Беларуси  Анатолием Рубиновым, поколебало некоторые представления о социальной справедливости. Оно заключалось в намерении отменить льготы многим категориям абитуриентов.

Аксиома нашей социальной политики долгое время сводилась к следующему: «существуют социально незащищенные категории граждан, которые нуждаются в помощи государства». Рубинов озвучил нечто кардинально отличное: «в ряде случаев льготники несправедливо отобрали места у более сильных абитуриентов». Самой многочисленной из категорий «льготников» являются абитуриенты из сельской местности, которые зачисляются по отдельному конкурсу.

В обществе и в преподавательской среде по вопросам отмены этой льготы единодушия нет. Игорь Дубень, декан факультета довузовской подготовки БарГУ, считает, что «сельский конкурс сохранить стоит, потому что при прочих равных условиях у выпускников сельских школ  меньше возможностей для того, чтобы получить качественное образование для поступления в ВУЗ». Ирина Пинюта, старший преподаватель кафедры профессиональной иноязычной подготовки БарГУ, считает, что льготы следует отменить. По ее мнению, во главе угла должно быть качество образования, а все абитуриенты должны быть в равных условиях.

РЕКЛАМА

Не все сельчане – против

Даже среди сельских учеников не все против отмены льгот. Мария, которая учится на четвертом курсе факультета экономики и права,  утверждает, что зачисление сельчан по отдельному конкурсу можно отменять. «Я сама знаю, потому что училась и в городской, и в сельской местности. И считаю, что уровень знаний выше у выпускников из деревень».

Того же мнения придерживается учащаяся 11 класса Алена. «Я учусь на «отлично», иду на золотую медаль. Услугами репетиторов не пользуюсь. В учебе мне помогают классный руководитель и другие   учителя. Думаю, все зависит от желания учиться, а не от того, в какой школе ты учишься: городской или сельской». Настя, закончив Ишколдскую детский сад-среднюю школу, не смогла поступить на бюджетное отделение. Отдельный конкурс ей никак не помог, потому что все одногруппницы, кроме одной, были из деревни. «Я считаю, что в сельской местности образование лучше, чем в городской. Я сейчас на педагогической практике в городской школе и могу сравнивать».

Равны ли возможности?

Разумеется, не все сельские школы хороши, хоть программа для городских и сельских школ одинакова. Городские школьники имеют ряд несомненных преимуществ. Например,  подготовку для целеустремленных учеников облегчает сеть Интернет, доступ к которой в деревне не всегда высокоскоростной. Из дальних деревень к городским репетиторам добраться нелегко.

Наталья Исакова, проработавшая два года в школе деревни Вольно, которая в тридцати километрах от города, рассказала о возможностях для учебы, которые существуют в сельской местности: «Многие школьные учителя – пенсионеры. Молодые специалисты идти работать в деревню не хотят. Родители учеников финансово не могут позволить себе воспользоваться услугами репетитора. Да и найти его в деревне непросто». Сложна в деревне и социальная ситуация: «каждая вторая семья неполная или неблагополучная». По мнению Натальи, льготы для ребят – это одна из немногих возможностей «вырваться».

Преподаватели вузов, с которыми корреспондент обсуждал вопрос о льготах, довольны студентами, поступившими из сельской местности. Так, Елена Шило, заведующая кафедрой иностранных языков БарГУ, отмечает, что к «началу учебного года у многих поступивших из сельских школ с помощью льгот уровень знаний невысокий, но к концу года многие из них знают программу лучше, чем поступившие из города. Потому что они умеют работать самостоятельно». Сафроний Жлоба, старший преподаватель Брестского университета им. А.С. Пушкина, считает, что «у абитуриентов из сельской местности уровень знаний хороший. Может быть, на первом курсе у них язык не такой грамотный, как у городских, но за год-полтора ситуация изменяется. Они добиваются большего благодаря своему трудолюбию».

О чем говорят цифры?

По словам Анатолия Рубинова, «этот год подтвердил то, что уровень подготовки абитуриентов из сельской местности выравнивается. Если еще не совсем равен, то весьма близок к тому уровню, что демонстрируют горожане. Абитуриенты из сельских школ в БГУ оказались сильнее на 67% специальностей». Чиновник сказал, что исходя из этого считает проведение сельского конкурса неоправданным. В то же время он отметил и те случаи, когда абитуриенты из сельской местности получали за счет него колоссальное преимущество: «Для горожан в БГУ на специальность «микробиология» проходной балл 243, для сельчан – 134».

Сведения Барановичского государственного университета также подтверждают вывод о том, что уровень подготовки городских и сельских абитуриентов отличается незначительно. По информации официального сайта БарГУ, на 15 из 26 специальностей дневного отделения проходной балл для горожан и выпускников сельских школ был общим.

Среди тех специальностей, на которых прием открыт не менее чем на 10 бюджетных мест (таких специальностей 14), только на четырех был введен отдельный конкурс. На остальных сельчане продемонстрировали уровень городского или выше.

На тех специальностях, где проводился отдельный конкурс и разница при этом оказалась значительной, бюджетные места чаще всего можно пересчитать по пальцам одной руки. Так, на специальности «Правоведение» было выделено всего три бюджетных места, из которых сельчанам досталось одно. Проходной балл для горожан равнялся 277, для сельской местности – 212, а чтобы пройти на «платное» отделение, хватило бы 131 балла.

Примерное соотношение поступивших в нынешнем году в БарГУ горожан и сельчан – 7:1. Эта цифра достаточно условна, так как к «городским» причислены все, окончившие профессионально-технический лицей, колледж, или ВУЗ в городе. На заочном отделении БарГУ таких абитуриентов большинство. Исходя из того, что сельчан поступает гораздо меньше, можно сделать вывод, что льготы им все-таки нужны. Пусть и не в той форме, которая существует сейчас.

Ведь такая мера, как отдельный конкурс, позволяет слабому абитуриенту из сельской местности поступить в ВУЗ на престижную специальность, если у него не найдется сильного конкурента среди имеющих ту же льготу.

На популярных же для сельских абитуриентов специальностях отдельный конкурс часто не дает ожидаемых преимуществ. Ведь сельчане, особенно те, кто закончил сильную школу в поселке городского типа, нередко оказываются сильнее, чем абитуриенты из города.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up