Новости / Общество

Научиться учить и не мучить

8.10.2012, 1:00 / remove_red_eye 337 / chat_bubble

Не бить детей линейкой по лбу, не спать на уроке и не подрисовывать в классном журнале высокие оценки любимчикам. Каким еще не должен быть настоящий учитель и какими качествами он обязан обладать, в канун Дня учителя, который в этом году отмечается 7 октября,  «IP» рассказали будущие педагоги, студенты педфакультета Барановичского государственного университета.

«Самое последнее дело – унижать ученика»

Елена Вечерко, студентка 4 курса, будущий учитель английского и немецкого языков:


РЕКЛАМА

Елена Вечерко

Елена Вечерко

– По-настоящему хорошим учителем стать очень непросто, нужно быть не только влюбленным в свое дело, но и, что называется, родиться педагогом. У меня был учитель физики, который прекрасно знал свой предмет, был очень одаренным и умным человеком, но заинтересовать учеников не умел. Он часто приходил на уроки, давал нам задание, а сам открывал газету, начинал ее читать и засыпал. Иногда спал весь урок, а мы сидели тихонько, жалко было его будить.

Хорошему педагогу нужно уметь контролировать свои эмоции. Мне посчастливилось не встретить на своем пути неуравновешенных, нервных преподавателей, а вот мою сестру на глазах у всей школы учительница ткнула в тарелку прямо лицом за то, что она отказывалась есть в столовой. Конечно,  многие именно из-за непослушных учеников становятся такими издерганными, но в этом и заключается мастерство педагога: несмотря ни на что,  оставаться спокойным.

Еще, мне кажется, очень важно не делить  учеников на сильных и слабых. Помню, одна моя учительница работала только на тех детей, которые быстро усваивали материал, а остальных просила сидеть тихо и не мешать. Каждый ученик –  индивидуальность, и нужно учиться искать подход ко всем.

Хороший учитель, на мой взгляд, должен быть сам открыт для новых знаний, нельзя оставаться интересным для детей, рассчитывая только на то, чему тебя научили в университете. Учитель,  у которого у самого нет тяги к новому, не вправе требовать этого от своих учеников.

Когда я думаю о будущем, меня иногда волнует вопрос, как я смогу совмещать работу и личную жизнь, особенно когда появится семья. Думаю, главное – грамотно распределить свое время. Ведь ничего невозможного нет, все зависит только от желания  человека что-то сделать. Надеюсь, все получится и я стану хорошим учителем.

«Учитель должен не только давать знания, но и быть готов впустить ученика к себе в душу»


Михаил Гриневич

Михаил Гриневич

Михаил Гриневич, студент 3 курса, будущий преподаватель английского языка:

РЕКЛАМА

– Мне сложно говорить о том, каким не должен  быть учитель:  в голове – десятки ответов на вопрос, каким он быть обязан. Ведь именно этому нас учат. Но мне кажется, что главное, чего не должно быть у хорошего учителя, – это агрессивности по отношению к детям. Мой учитель математики когда-то настолько выходил из себя, если мы что-то не понимали, что мог бить учеников линейкой по голове, по спине, кому куда достанется. Иногда получали те, кто невнимательно слушал и остальным мешал. Этому человеку было сложно смириться с неуважительным отношением к своему предмету, а другого способа повлиять на нас он не мог найти.

Недопустимо, на мой взгляд, также делить класс на любимчиков и тех, на кого можно не обращать внимания. Это сложно, но настоящий учитель сможет найти подход к каждому ученику, каждого заинтересовать своим предметом.  

Когда я только начинал изучать иностранный язык, меня буквально тошнило от этого предмета, домашнее задание мама меня со скандалом заставляла выполнять. А через пару лет я перешел в другую школу, и у меня появился новый учитель английского. Представляете, как она смогла изменить мое отношение к предмету, что я после окончания школы решить связать с ним свою профессию. Вот это, на мой взгляд, лучший пример того, как заинтересованность ученика напрямую зависит от преподавателя.
По большому счету, мне повезло с учителями, и когда я был на практике, то просто вспоминал, как вели уроки они, и делал то же самое. Помогало очень.

Вообще я считаю,  что учителю мало просто делиться своими знаниями с детьми, нужно быть еще актером и психологом. Нужно быть готовым душу им открыть, помочь советом, если ученик решится поделиться своими проблемами.
Все это требует выдержки, терпения и мастерства, поэтому, наверное, быть по-настоящему хорошим учителем очень сложно. Но  надеюсь, что у меня получится.
   

«От неуважения учеников не застрахован даже самый лучший учитель»

Анастасия Щербук, студентка 3 курса, будущий учитель белорусского и русского языков и литературы:


Анастасия Щербук

Анастасия Щербук

– Я точно знаю, что никогда не буду равнодушным учителем, которому не интересен ни предмет, который он преподает,  ни люди, для которых он это делает.  В школе моя учительница иностранного  языка, молоденькая девушка,   приходила на урок только для галочки, ее даже не волновало, сами ли мы выполняем задания или списываем, она не старалась сделать уроки увлекательными и более интересными для нас: как есть, так и нормально. Ну и мы отвечали тем же: приходили на урок, чтобы весело провести время, пообщаться,  а не узнать что-то новое.

Нельзя выбирать себе любимчиков, одна моя учительница «дорисовала» в журнале несколько лишних «девяток» отличнице, у которой за четверть выходила восьмерка. Причем на глазах у всего класса.

А вот своей учительнице белорусской литературы я буду всю жизнь благодарна, ведь именно она помогла мне сделать правильный выбор. Человека, настолько влюбленного в свое дело, мне пока еще не приходилось встречать.

Она была первая, к кому я бежала с очередным сочиненным стихотворением или рассказом. Это единственный человек, который не отговаривал меня стать учителем. Как-то она сказала мне, пусть говорят, что это нищенская профессия, неблагодарная самая, в чем-то они правы. Но только ради того, чтобы увидеть заинтересованность в глазах хотя бы одного ребенка и понимать, что это ты его увлекла, стоит стать педагогом.

Нельзя  переносить свои личные проблемы на  детей, ведь они пришли на урок за знаниями, а не за моими переживаниями и эмоциями. Однажды моя  учительница пришла в школу через день после похорон мужа и прекрасно провела урок.  Если бы я и мои одноклассники не знали, что у нее горе, то ни за что не догадались бы.  Вот на это, мне кажется, нужно равняться.

Я понимаю, что все может быть совсем не так, как мне представляется сейчас, и работать придется с разными детьми. В моем классе был случай, когда учительнице истории пришлось защищаться от ученика, который набросился на нее с кулаками от злости за испорченные ею наушники, в которых он слушал музыку вместо того, чтобы заниматься. Во время потасовки женщина  посадила парню «фингал».

Такой ученик может и мне встретиться, но я все равно уверена, что правильно выбрала профессию, потому что не могу представить, чем я бы еще занималась. Для меня это не профессия – это моя жизнь.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up