Новости / Политика

Можно ли модернизировать страну без сильной президентской руки?

1.10.2012, 1:00 / remove_red_eye 46 / chat_bubble

Тема политической модернизации затрагивалась белорусскими экспертами неоднократно, в том числе и в рамках инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Однако остается открытым вопрос о форме государственного правления.

Что позволит реформировать страну более эффективно: сильная президентская власть или парламентская республика? Мнения экспертов разделились. Одни утверждают, что при модернизации Беларуси без сильной руки не обойтись, объясняя это необходимостью быстрых реформ. Другие выступают за создание парламентской республики, уверяя, что такое государственное устройство позволит избежать отката к авторитаризму.

Риски «либеральной диктатуры»

Главным доводом приверженцев «либеральной диктатуры» является то, что наиболее быстро и эффективно реформы можно провести, концентрируя власть в одних руках. При этом значительная либерализация касается только экономики, в политике с ней спешить, мол, не следует. Запуск демократических процедур по полной программе может только помешать модернизации, а сильная власть позволяет сдержать недовольство общества, которое всегда возникает при ломке старого уклада, подчеркивают сторонники этого подхода.

РЕКЛАМА

В качестве подтверждения эффективности такого пути приводятся примеры Китая и Сингапура, но замалчиваются иные, не столь успешные примеры.

Довод о том, что при наличии сильной власти легче провести реформы, достаточно спорен. Во-первых, опыт трансформации восточноевропейских стран показывает, что реформы можно провести быстро, эффективно и при парламентской форме правления, широком развитии демократии.

Во-вторых, опыт показывает, что президенты, сконцентрировавшие в своих руках огромные полномочия, подвергаются мощному соблазну не проводить реформы, а сохранять свою власть.

Кроме этого, использование матрицы «либеральной диктатуры» в Беларуси может быть сопряжено с рядом специфических проблем для модернизации. Так, при отсутствии демократических институтов усиливается опасность, что реформы будут тормозиться на местах промышленным лобби и чиновниками.

Национальное собрание может стать гарантом реформ, если…

Выбор парламентской формы правления в Беларуси осложняется несколькими факторами. Так, общество не воспринимает парламент как институт, способный проводить самостоятельную политику, а депутаты не воспринимаются всерьез. Политические партии не известны большинству населения и малочисленны, реальной политической силой они не обладают.

Тем не менее изменить такое положение вещей возможно лишь при переходе к парламентской форме правления. Это повысит интерес политических партий к участию в выборах, а конкуренция за избирателя вынудит повышать качественный уровень политической игры. К тому же парламентская форма правления позволяет более широко представлять интересы населения и вовлекать его в политику. Далее, такая система обеспечивает развитие гражданского общества, что жизненно необходимо Беларуси.

В контексте же модернизации важно, что парламентская форма правления в белорусских условиях позволит минимизировать риск заморозки реформ.

О возможности быстро и комплексно провести радикальные экономические реформы убедительно говорит, в частности, опыт парламентской республики Эстонии. Беларусь в этом плане могла бы многое перенять, в случае если внутриполитическая ситуация по тем или иным причинам существенно изменится.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up