Новости / Общество

Кто в рабочие пойдет…

1.10.2012, 1:00 / remove_red_eye 144 / chat_bubble

Несколько лет назад  государство,  почувствовав недостаток рабочих рук, решило реформировать систему профессионально-технического образования.   ПТУ были переименованы в лицеи, а ССУЗы стали колледжами. Однако благозвучных названий учебных заведений  оказалось недостаточно и выпускники не ринулись толпами получать рабочие специальности. Количество желающих после школы попасть в учреждения образования среднего звена, чтобы потом работать на заводах,  снижается из года в год.

Разобраться в причинах постоянных недоборов в  колледжи и  профессионально-технические лицеи, а также повальной тяги к высшему  образованию попыталась «IP».

Только цифры

По данным методического кабинета управления образования Барановичского горисполкома,  70% нынешних выпускников 11-х классов  стали студентами  учреждений высшего образования.  Практически столько же выпускников 9 классов остались учиться в школе, чтобы  после ее окончания также поступить в вузы. По сравнению с прошлым годом это соотношение не изменилось, хотя общее количество выпускников стало меньше.  В учреждениях профессионально-технического образования  продолжить обучение решили всего 6% от общего  количества выпускников, что на 2% меньше, чем в прошлом году. В учреждения средне-специального образования в этом году поступили 20% от общего числа выпускников, или на 2% больше, чем в прошлом году (см. таблицу).

РЕКЛАМА

Никогда не было престижно быть рабочим

Как отметил директор  Барановичского государственного лицея машиностроения Игорь Сибиров, проблема недостаточно высоких наборов в учреждения профессионально-технического образования действительно усугубляется с каждым годом. И если раньше решить ее помогали абитуриенты, которые не проходили по конкурсу в ВУЗ и подавали документы в ПТУ, то в последние годы даже продление сроков приема   до середины сентября не спасает ситуацию. Так, в этом году лицей недобрал 44 человека из 245 запланированных в соответствии с планом приема, в то время как в прошлом году, по словам директора, учебное заведение недосчиталось всего 18 человек из 212 по плану приема.  Формируя планы набора, по словам Игоря Сибирова, учебные заведения ориентируются не на количество выпускников, а  на количество заявок от предприятий  на специалистов, которых подготавливают в учреждении.

Сама же причина ежегодного недобора учащихся в учреждения средне-специального и профессионально-технического образования, по словам Игоря Сибирова, довольно проста. «В какое-то время  в нашем государстве была поставлена цель обогнать все страны постсоветского пространства по уровню высшего образования и количеству специалистов с дипломами об окончании вузов.  В итоге теперь, на мой взгляд, самый ленивый выпускник при желании и наличии у его родителей денег может поступить в ВУЗ и закончить его, – рассуждает Игорь Сибиров. – Доступность высшего образования – вот главная причина массового недобора в наши учреждения, а вовсе не отсутствие «престижа рабочих специальностей», о котором все сегодня говорят. Специальность токаря или слесаря никогда престижной и не была. Выучиться на экономистов или правоведов раньше могли только действительно способные ребята».

Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, по его словам, необходимо сделать менее доступным получение высшего образования, повысив нижнюю планку централизованного тестирования хотя бы до 30 баллов. Привлечь выпускников в учреждения профессионально-технического образования, на его взгляд, поможет также выплата хотя бы минимальной стипендии учащимся. «Пока же единственной льготой для поступивших после 9 классов является получение бесплатного обеда, – отметил Игорь Сибиров.  –  Стипендию получают только поступившие после 11 классов, однако обед им не предоставляется».

Ситуация изменится не скоро

Как отметила заместитель заведующей методическим кабинетом  управления образования Барановичского горисполкома  Ольга Барбарич, которая долгое время работает в направлении профориентации школьников,  в конце прошлого учебного года среди выпускников 9-х и 11-х классов проводился опрос их предпочтений в выборе профессии.

Согласно его результатам    такие наиболее востребованные на рынке труда нашего города профессии, как тракторист, электромонтер, каменщик, слесарь, токарь, выпускников, не привлекают. «И даже среди тех ребят, которые все же идут обучаться по этим специальностям, нет таких, которые делают это, потому что им нравится выбранная профессия. В основном это дети, у которых не очень высокий балл аттестата, которые плохо сдали централизованное тестирование и понимают, что в вуз все равно не поступят», – отметила Ольга Барбарич.

По ее словам, изменить сложившуюся ситуацию очень сложно в большей степени потому, что выбором профессии в наше время для детей чаще всего занимаются не сами школьники, а их родители.

«И мало кто из них желает видеть своего ребенка учащимся ПТУ, и это естественно, что они направляют своих детей в высшие учебные заведения, иногда отдавая ради этого немалые деньги, – отметила Ольга Барбарич. – Именно поэтому мы стараемся больше работать с родителями, призывая объективно оценивать знания и способности своих детей, ведь далеко не всем  дано учиться в вузах и стать действительно хорошими специалистами».

Среди  рабочих на заводах сегодня трудится немало людей с дипломами о высшем образовании. «Это тоже надо принимать во внимание: стоит ли тратить время, а иногда и деньги, чтобы потом ребенок все равно шел на завод и работал за станком», – говорит Ольга Барбарич.

Тем не менее специалист по профориентации отмечает, что ситуация в системе образования должна измениться, но для этого на какие-то кардинальные меры должно пойти государство, поскольку оно в первую очередь заинтересовано в том, чтобы увеличить количество рабочих рук на предприятиях.

Что же касается предпочтений самих абитуриентов и их родителей, то в ближайшие годы в пользу учреждений профессионально-технического и средне-специального образования едва ли что-то изменится. «Привлечь людей на производственные предприятия можно более высокой заработной платой, хорошими условиями труда, – рассуждает Ольга Барбарич.

– Для многих высшее образование – это впоследствии опрятная одежда на работе, чистые кабинеты, отсутствие шума станков и, естественно, более высокая заработная плата. Возможно, со временем многие и придут к тому, что нужно получать профессионально-техническое образование, но это будет  не скоро».

Как я полдня работала швеей

Корреспондент «IP» решила испытать на себе все «прелести» рабочей профессии и поработать швеей. В прямом смысле устраиваться на работу не было ни желания, ни возможности, поэтому для проведения эксперимента были  выбраны собственная квартира и швейная машинка.

На одном из частных швейных предприятий, куда корреспондент обратилась с просьбой о трудоустройстве, рассказали, что работать нужно с 7.30 до 20.00 с  двумя небольшими перерывами  на обед и отдых. График работы – скользящий, два дня работы чередуются с двумя выходными. На вопрос о величине заработной платы  сообщили, что первые несколько месяцев обучения параллельно с работой  платить будут  примерно         3 млн. «А потом будете получать в зависимости от выполненного плана, но меньше  3 млн у нас не зарабатывает никто», –  заверили меня.

На втором предприятии, где работать нужно с 8. 00 до 17.00, но каждый день,  «трудоустраивать» меня не очень-то хотели из-за отсутствия опыта работы. «Приходите, попробуйте, если получится выполнить план, будете получать около 3,5 млн руб.», – пообещали в фирме.

РЕКЛАМА

Что же, деньги для молодого специалиста достаточно неплохие, подумала я и решила попробовать дома, что же это такое: быть  швеей.  Работать решила по графику второго предприятия, более привычному для меня. Через пять часов, проведенных за швейной машинкой,  у меня начала ныть спина, затекла шея, в глазах рябило. Состояние было такое, словно я отработала уже всю смену, и это при том, что я просто «строчила»  по ткани, даже не пытаясь выполнять специальные  швейные операции, требующие пристального внимания и отнимающие еще больше сил. В общем, после обеда я не смогла заставить себя снова сесть и продолжить работать над выполнением плана.

Мысль о том, что так монотонно трудиться нужно будет каждый день, постепенно трансформировалась в понимание тех школьников, которые поступают в вузы, лишь бы потом избежать работы на производстве. Любом.

Таблица. Распределение выпускников школ города по учреждениям образования различного уровня

Таблица. Распределение выпускников школ города по учреждениям образования различного уровня

Таблица. Распределение выпускников школ города по учреждениям образования различного уровня

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up