Новости / Культура

Когда поют и танцуют городские улицы

20.09.2012, 16:44 / remove_red_eye 294 / chat_bubble

«Живые статуи», танцоры, певцы, музыканты, циркачи давно стали неотъемлемой частью уличного пейзажа городов многих стран. В нашей же стране, и в Барановичах в частности, уличные артисты – редкость.

«Живые статуи», танцоры, певцы, музыканты, циркачи давно стали неотъемлемой частью уличного пейзажа городов многих стран. В нашей же стране, и в Барановичах в частности, уличные артисты – редкость.

Почему барановичские улочки редко превращаются в подмостки для выступлений, почему у нас нет уличных артистов, попыталась разобраться Intex-press.

Тротуар превращается в сцену

РЕКЛАМА

Во многих странах для выступлений уличных артистов – тех, для кого сценой является тротуар, а зрителями – случайные прохожие, созданы специальные места, а то и целые улицы. Взять хотя бы московский Арбат, где вот уже на протяжении десятков лет свой талант окружающим демонстрирует множество уличных музыкантов и художников. В европейских странах хорошей традицией  стали международные фестивали уличной культуры и «бродячих» артистов. А кинотеатры под открытым небом? Или зажигательные танцевальные представления, где любой прохожий может не только приобщиться к прекрасному, но и стать непосредственным участником уличного шоу?

Танго в исполнении уличных танцоров в центре Буэнос-Айреса

Танго в исполнении уличных танцоров в центре Буэнос-Айреса

В Беларуси, несмотря на то, что официального запрета (как и официального разрешения) на выступления артистов под открытым небом нет, уличная культура еще только начинает развиваться, первые шаги по созданию мест для выступления артистов в республике уже сделаны.

Так, в мае этого года в Минске наконец-то был запущен проект «наш Арбат»: по выходным дням улица Карла Маркса становится пешеходной и на ней проводятся концерты. Правда, не каждый желающий может продемонстрировать свой талант под открытым небом: сначала необходимо подать заявку в отдел культуры, который решит, давать добро или нет. А после жалоб жильцов домов, прилегающих к улице Карла Маркса, персонами нон-грата на столичном «Арбате» стали «шумные» исполнители – рок-коллективы, группы, исполняющие поп-рок.

Что же касается нашего города, то, если не считать единичных представлений брейкдансеров, файерщиков, скейтбордистов, райдеров (при этом во дворах какого-нибудь микрорайона, а не в центре города), а также выступлений творческих коллективов на мероприятиях ко Дню города, уличной культуры как таковой у нас нет.

«Все, что не разрешено, – запрещено»

Барановичский музыкант Дима Ску, который примерил на себя роль уличного артиста (правда, не в Барановичах, а в Витебске), считает, что время активного развития уличной культуры в Беларуси еще не наступило, но  при этом уверен: вскоре оно обязательно придет.

«Пока большинство людей в нашей стране (да и в других странах постсоветского пространства) живут, придерживаясь негласного правила: все, что не разрешено, то запрещено. В то время как в Европе главенствует принцип: все, что не запрещено, – разрешено, – пояснил свое мнение Дмитрий. – Ведь никто не запрещает играть, петь, танцевать на улице, но при этом в Барановичах пока этим занимаются крайне редко. К примеру, этим летом мне довелось попасть на хип-хоп тусовку, проходившую около городского парка: ребята танцевали брейк-данс. Молодцы! Захотели, собрались и организовали. Но обычно наш человек думает: а вдруг для этого надо разрешение отдела культуры? Нам просто нужно пережить это время».

Музыкант отмечает: многое зависит от самих людей – их желания и стремления что-то делать. И в качестве примера приводит своего знакомого, проживающего в Витебске, который, случайно встретив на улице родного города министра культуры РБ и мэра Витебска, подошел к ним и поинтересовался, почему музыкантам нельзя выступать на улицах. «Министр культуры подумал и спросил у мэра: «А правда, почему?» Теперь уличные артисты в Витебске – обычное дело, – рассказал Дима Ску. – Даже мне посчастливилось выступить в этом городе. И вы знаете, это было классно, это был хороший опыт для меня».

По мнению музыканта, чтобы что-то изменить, не надо сидеть, ждать и на кого-то надеяться. «Чтобы что-то появилось, нужно, чтобы людям самим это было нужно. Все очень просто: вышел и начал играть, петь или танцевать. Если у тебя самого этого желания нет, то никто не заставит», – подчеркнул он.

«Инициатива должна исходить от самих артистов»

Выступления уличных артистов, как считает руководитель народного гурта путешествующих музыкантов «Фэст» Иван Кустинский, – вещь хорошая и нужная. «Во многих городах других стран существуют свои «арбаты», где выступают не только музыканты, певцы, танцоры, но и артисты уличных театров, мимы, циркачи, выставляют свои работы художники, и это придает городам особый вид», – пояснил он. И тут же с ностальгией вспомнил выступления своего коллектива на улицах  г. Барановичи в 90-е годы прошлого века. Тогда еще молодой «Фэст» выступал на площади, на рынке и возле  Дома торговли «Радуга», популяризируя национальную культуру и белорусскую песню.

Сегодня сам руководитель путешествующих музыкантов и его коллектив на улицах Барановичей, за исключением городских праздников, не выступают. «Годы не те, – то ли в шутку, то ли всерьез поясняет Иван Кустинский. –  Пусть молодые проявляют инициативу». Однако молодые таланты демонстрировать свои умения под открытым небом не спешат, и тому, считает руководитель «Фэста», есть  ряд причин.

«Сегодняшних артистов в первую очередь волнует финансовый вопрос, поэтому если и есть желающие, то местом своих выступлений они зачастую выбирают заграничные города, где уровень жизни выше и можно неплохо заработать», – поясняет Иван Кустинский.
Вторая причина, по словам руководителя народного гурта путешествующих музыкантов «Фэст», заключается в том, что выступать вживую, один на один со зрителем, который проходит мимо тебя, – достаточно тяжело. «Уличный зритель – требовательный.

У тебя нет аппаратуры, микрофонов, ты поешь, играешь вживую и выступать должен так, чтобы прохожих твое выступление зацепило. Иначе пройдут мимо, – говорит он. – Но в то же время в таких выступлениях есть своя прелесть. Если кому-то ты понравился и тебе бросили денежку, то это уже от чистого сердца. Бывало, когда мы выступали, какая-нибудь бабушка остановится, послушает, бросит рубль (может, последний) и скажет: «Спасибо вам, будто молодость моя вернулась». И ее слова, ее искренность, ее признание дорогого стоят. Но и ты должен спеть или сыграть от души».

РЕКЛАМА

По мнению Ивана Кустинского, немаловажную свою роль в отсутствии уличных выступлений в Барановичах играет лень наших людей, а также недостаточно высокий уровень культуры. «Многие не понимают этого и задают вопрос: «зачем?» Зачем куда-то идти, если можно дома включить телевизор или компьютер – сиди и смотри себе? Зачем артистам выступать на улице? Даже в 90-е, во время наших выступлений на улицах города, многие считали, что мы делаем это ради денег и нередко говорили нам: «Лучше бутылки идти собирать, чем здесь стоять. Ведь ничего не заработаешь». Но ведь дело не в деньгах, хотя, конечно, любой труд должен быть оплачиваемым, а в том, что ты делаешь это для окружающих просто потому, что тебе это нравится», – отметил он.

 
Руководитель «Фэста» надеется, что в будущем в Барановичах тоже появится свой «Арбат», где хотя бы на час жители и гости города смогут забыть о своих проблемах, насладиться творчеством уличных артистов, попеть или потанцевать и приобрести какую-то вещь, созданную руками барановичских умельцев. Только инициатива, как подчеркивает Иван Кустинский, должна исходить от самих артистов. «Власти ведь не заставят кого-то выступать. Сам человек должен этого хотеть», – пояснил он.

Предложений не поступало

В отделе культуры Барановичского горисполкома также отметили, что предложений от желающих выступать на улице к ним не поступало. «Знаю, что в Минске  выступают и на улицах, и в подземных переходах, в основном это студенты. У нас молодые люди как-то не проявляют инициативы. А заставить кого-то выйти на улицу мы не можем», – подчеркнул начальник отдела культуры Барановичского горисполкома Геннадий Чернявский.

«Мне постоянно казалось, что сейчас их заберут»

Корреспондент Intex-press Юля Харкевич, получавшая образование в университете  в  г. Вроцлаве, поделилась своими впечатлениями об уличных артистах в Польше и об отношении к ним местных властей.

– Мой приезд в Польшу, во Вроцлав совпал с моментом, когда там проводился фестиваль уличных артистов. Крупные представления проходили в вечернее время, а днем на улочках города выступали маленькие коллективы: артисты подходили к группам людей, устраивали пантомимы. Я смотрела на это все и думала: «Господи, сейчас же приедет милиция и заберет их».

Мне было их так жалко. Только никто не приезжал. А я постоянно ловила себя на мысли, что вот-вот приедут и заберут. И мне, если честно, потребовалось достаточно много времени, чтобы  привыкнуть к этому всему и понять, насколько это классно, когда на улицах можно послушать, как кто-то играет на гитаре кубинские мотивы, посмотреть на выступление оркестра или представления собачек. На это можно было любоваться часами. При этом наслаждаться не только самими артистами, но и людьми, которые смотрят на них.

Причем выбрать можно выступление на любой вкус: не любишь ты хип-хоп, рядом стоят люди, декламирующие стихи. Выбирай. Для меня, приехавшей из Беларуси, это казалось просто невероятным. У людей настолько открыты горизонты – артистам есть что показать, прохожим есть на что посмотреть. И все это так просто, гармонично, а главное – привычно.

За время учебы в Польше я так привыкла к этому, что, вернувшись в Барановичи, ощутила, как мне не хватает таких уличных выступлений. При этом мне почему-то кажется (я, конечно, не могу поручиться за все белорусские города), что у нас в городе атмосфера намного грустнее, чем, к примеру, в Лиде или Бобруйске, где мне довелось побывать. И это не потому, что у нас люди другие.

Когда-то, лет 5 назад, в Барановичи приезжала одна польская группа. Ее без объяснения каких-либо причин не пустили в New Sound Land. Но коллектив,  вместо того чтобы развернуться и уехать, взял инструменты и вместе со зрителями пошел в центр города. Милиция приехала, но никого не трогала. А к месту выступления, что самое интересное, подтягивались не только местные неформалы, но и обычные люди. Они смотрели на это все, начинали улыбаться и… подпевать.

И уже тогда я поняла, что нет у нас подобных выступлений не потому, что у нас люди такие – серые, обремененные собственными проблемами, а совсем по другой причине. Мне кажется, это связано в первую очередь с тем, что очень узкий круг людей способен что-то начать. Поддерживающих очень много, но людей, которые посмеют сделать первый шаг, единицы.

Да, они смогли бы дать толчок, но не делают этого. Почему? Потому что у нас законы такие: больше трех собираться нельзя, под определение «нарушение общественного порядка» может попасть даже обычная игра на гитаре. Сама была свидетелем, как в прошлом году в центре города сотрудники милиции забрали парня (абсолютно приличного вида), который наигрывал на гитаре какую-то веселую песенку. Никаких политических лозунгов и призывов не звучало. На то, как его уводили, смотрела вся молодежь, находившаяся в тот момент рядом. И вот у кого после этого возникнет желание повторить? Ни у кого.

И даже если появится у нас улица подобная Карла Маркса в Минске, то вряд ли это что-то сильно изменит. Подобные выступления должны быть спонтанными – в этом вся их прелесть. А если артистов и репертуар будет утверждать отдел культуры, то в этом не будет того, действительно уличного  шарма.

«Надо думать о тех, кто находится рядом»

Можно ли петь или играть на музыкальном инструменте на улице? С таким вопросом корреспондент Intex-press обратилась к заместителю начальника Барановичского ГОВД Алексею Трофимову.

– В Кодексе об административных правонарушениях РБ не предусмотрено ответственности именно за пение на улицах. Но если в песне будут оскорбительные или нецензурные слова, если будут призывы к противоправным действиям, то это будет расценено как правонарушение.

Надо понимать, что улица – это общественное место и кому-то из проходящих может быть неприятно, что кто-то поет и тем самым нарушает его спокойствие. Поэтому, если кто-то обратится с таким заявлением, мы вынуждены будем отреагировать и составить протокол. Тяжело, конечно, предугадать ситуацию. Каждый случай надо рассматривать индивидуально.

Формально любое выступление на улице, из-за которого собралась толпа людей, – можно рассматривать как нарушение общественного порядка: кому-то мешают пройти, кому-то мешает громкая музыка или пение.
В первую очередь надо думать о тех, кто находится рядом, об их спокойствии.

А как у них?

– В Италии музыканты, певцы, циркачи, художники, кукловоды, выступающие на улицах города, считаются обычными работниками. Получают в полиции разрешение, работают один год, после чего снова подают заявление на продолжение своей трудовой деятельности.

– В Париже муниципальные власти взяли уличных артистов под свою опеку. Им официально платят зарплату, а потом пенсию. Это делается для того, чтобы они не ушли с улиц, иначе историческая зона потеряет свой колорит.

 – В Праге, где также много уличных артистов, зарплату им не платят. Для выступлений необходимо получить разрешение в муниципалитете и заплатить налог.
– В Британии существуют компании, круглосуточно сдающие напрокат необходимое оборудование для уличных музыкантов.

Почему, на ваш взгляд, в Барановичах нет артистов, выступающих на улице?

Марина, продавец:

– Это связано, как мне кажется, с тем, что для большинства из нас уличный артист – это не хороший музыкант, певец, а какой-то бродяга, бомж, который, исполняя песни или играя на гармони, зарабатывает себе на пропитание. Выступления на улице, как считают многие, – это последняя ступенька падения для артиста. Конечно, это предрассудки, но так нас воспитали.

Дмитрий, ИП:

– А кто сегодня будет делать что-то за просто так? Выступать бесплатно – какой смысл? А денег в нашем городе песнями на улице не заработаешь. Мало того, еще и в милицию за нарушение порядка попадешь.

Владимир Петрович, пенсионер:

– На городских праздниках многие коллективы выступают: и поют, и танцуют. Все организовано и красиво. Зачем нам еще какие-то непонятные артисты, которые будут бренчать на гитарах или петь песни под окнами? Если ты талантливый, иди в Дом культуры, занимайся и выступай, когда пригласят.

Светлана Александровна, медработник:

– Наши люди сегодня настолько погружены в собственные проблемы, что им, как мне кажется, не до культуры. И уж тем более не до уличных музыкантов. Да и артистов, которые сами, по собственной инициативе, просто так – не потому, что какая-то праздничная дата – вышли на улицу и что-то организовали, у нас в городе, наверное, и нет. По крайней мере, я не помню, чтобы в Барановичах в какой-нибудь из вечеров буднего дня кто-то где-то выступал. А нет желающих – нет и выступлений.

Анна, в отпуске по уходу за ребенком:

– На мой взгляд, многое зависит от местных властей, от того же отдела культуры. Почему-то в других городах, я уж не говорю о загранице, проводятся различные масштабные фестивали. А у нас собственные коллективы выступают пару раз в год и только на общегородских праздниках, белорусские звезды эстрады – и того реже. А почему бы просто, не на стадионе, куда чтобы попасть, надо заплатить, а возле того же Ледового дворца не организовать файер-шоу, выступления велосипедистов или молодежи, увлекающейся брейк-дансом? Ведь им есть что показать, только выступают они почему-то в других городах, а не у нас.

Александр, безработный:

– Времена у нас сейчас такие, что для того, чтобы выйти на улицу и выступить, надо быть смелым человеком. Вспомните, как в прошлом году с улиц забирали людей, которые просто хлопали в ладоши. Думаю, что человека, исполняющего песни или играющего на гитаре посреди тротуара, ждет такая же участь.

Поделиться:
Читать также
Культура camera_alt

Барановичи в Instagram. Концерт Славы

10 часов назад remove_red_eye 2131
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up