Автор: Людмила СТЕЦКО

15:31, 26 июля 2012

Экономика

remove_red_eye 155

Год по новой растаможке

Накануне повышения таможенных пошлин на подержанные автомобили в июле 2011 года эксперты прочили рынку бэушных авто в Беларуси неминуемую гибель. Год прошел, а подержанные иномарки по-прежнему пересекают границы нашей родины, с той лишь разницей, что теперь белорусы  вместо авто с  большим объемом двигателя предпочитают малолитражки.

Как изменился спрос на подержанные автомобили в Барановичах, какие машины нынче в моде и как изменились цены на рынке бэушных авто, исследовала «IP».

А ввоз и ныне там


РЕКЛАМА

Оправившись от шока, горожане снова стали покупать и продавать подержанные автомобили после повышения   пошлин на них

Оправившись от шока, горожане снова стали покупать и продавать подержанные автомобили после повышения пошлин на них

Если сравнить данные Государственного таможенного комитета РБ по ввозу подержанных автомобилей в первой половине 2011 года с аналогичным периодом 2012-го, отличие кажется разительным: ввоз бэушных авто сократился в 10 раз! Однако, отмечают специалисты, это вовсе не говорит о том, что белорусы потеряли интерес к подержанным иномаркам из-за границы. Скорее, этот факт указывает на то, что ажиотажный спрос на такие машины ушел и авторынок зажил своей обычной жизнью.

«После увеличения таможенных пошлин на подержанные автомобили первые полгода было затишье. Однако потом иномарки снова стали ввозить. Так, к примеру, в Барановичах в январе-июле 2012 года на учет было поставлено почти вдвое больше автомобилей, ввезенных из-за рубежа, чем во второй половине 2011 года», – отметил начальник Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) ГАИ Барановичского ГОВД Андрей Блохин.

По данным МРЭО, ввозят, в основном, малолитражки с объемом двигателя до 1500 куб.см, преимущественно 2008-2009 годов выпуска.
«Гоняют сейчас, в основном, малолитражки с объемом двигателя 1000-1100 куб. см и дорогие внедорожники. Малолитражки пользуются спросом потому, что на них самая низкая растаможка – ввезти четырехлетний автомобиль с объемом двигателя 1,0 л  стоит 1700 евро, в то время как такой же автомобиль с объемом 1800-2300 куб. см. – в полтора раза дороже. Ну а внедорожники покупают те, у кого есть деньги, причем немалые. Для таких граждан сумма таможенных пошлин уже не имеет никакого значения», – рассказал бывший перегонщик машин Николай.

Действительно, некоторые горожане могут позволить себе только за растаможку автомобиля отдать около 100 миллионов рублей. Так, к примеру, в этом году из-за границы в Барановичи пригнали автомобиль Ауди, растаможка которого стоила 82 миллиона рублей, и внедорожник БМВ Х6, на который только таможенная пошлина составила 98 миллионов.

В Барановичи бэушные иномарки гонят, в основном, из Германии, хотя в целом по Беларуси география более широкая – подержанные автомобили привозят к нам еще и из Литвы, Польши, Франции и США.

Покупатели оправились от шока

По словам специалистов, оживился немного и сам автомобильный рынок.

«Первое время после введения новых размеров таможенных пошлин – с июля по декабрь прошлого года – горожане будто пребывали в каком-то шоке, количество сделок купли-продажи сократилось почти в три раза. Но потом ценовой шок прошел, и покупать автомобили люди стали чаще, в итоге сделок купли-продажи в первом полугодии этого года мы зарегистрировали больше, чем во втором 2011-го», – отметил Андрей Блохин.

Правда, отметили в МРЭО, вопреки прогнозам автоэкспертов, по подсчетам которых с новыми пошлинами на бэушные автомобили в Беларуси должен был прийти и повышенный спрос на новые автомобили, пока иномарки «первой свежести» горожане не особенно жалуют. В лучшем случае на учет в МРЭО в неделю ставят один автомобиль из салона, и то такое бывает не каждую неделю.

«Новых автомобилей больше ставилось на учет до поднятия таможенных пошлин, нежели после. В целом же количество покупок-продаж транспортных средств вернулось на тот уровень, что был до периода автомобильного ажиотажа. А вот  уровень цен сейчас значительно вырос. Так, недавно один гражданин продал другому автомобиль за 400 миллионов рублей, а одна фирма ставила на учет внедорожник стоимостью 1,5 миллиарда», – рассказал Андрей Блохин.

Цены на подержанные автомобили выросли не только в рублевом, но и в долларовом эквиваленте. Особенно это касается машин 2000 года выпуска и моложе. Стоимость некоторых из них выросла больше, чем на тысячу долларов.

Количество сделок купли-продажи с подержанными автомобилями в г. Барановичи с января 2011 по июль 2012 года

РЕКЛАМА

Количество сделок купли-продажи с подержанными автомобилями в г. Барановичи с января 2011 по июль 2012 года

Кто выиграл, а кто проиграл?

Оценить экономический эффект для страны от введения новых таможенных пошлин пока сложно. В Государственном таможенном комитете РБ на запрос Intex-press о том, сколько средств поступило в бюджет страны от ввоза подержанных автомобилей в 2011 и 2012 годах, отвечать отказались, сославшись на то, что данная информация является конфиденциальной.

Не стали специалисты таможенного комитета  оценивать и общий экономический эффект ввиду того, что «оценка макроэкономических результатов, которые были достигнуты вследствие создания Таможенного союза и Единого экономического пространства, не относятся к компетенции Комитета». Однако, несмотря на отсутствие официальных данных, можно предположить, что только благодаря созданному белорусами ажиотажу даже с низкими размерами пошлин страна заработала едва ли не столько же, сколько с новыми. Представим, что в январе-июле 2011 года в страну ввозили автомобили старше 5 лет с объемом двигателя 1900 куб см. и таможенной пошлиной 0,4 евро за 1 куб.см. Методом нехитрых вычислений получаем общую сумму таможенных поступлений – 193,8 млн евро.

А сейчас представим, что такие же авто ввозили в 2012 году, но уже по новой пошлине – 4,8 евро за 1 куб.см. Получаем сумму в 228 млн евро.

Пессимистичные прогнозы экспертов по поводу того, что перегонщик автомобилей как профессия уйдет в прошлое, также не сбылись. Многие из них смогли удержаться на плаву. Приспособившись к новым условиям рынка, многие из них сегодня уверенно зарабатывают «на хлеб с маслом» и не только.

«Конечно, больше половины перегонщиков ушли из этого бизнеса. Однако те, кто остался, сейчас неплохо зарабатывают, гоняя малолитражки для белорусов и подержанные иномарки для россиян, такие заказы сейчас часто поступают. Некоторые и вовсе зарабатывают на том, что привозят распиленные машины по частям, здесь их собирают, красят и продают», – рассказал бывший перегонщик.

А вот кто, вероятно, проиграл, так это простые граждане. Не у каждого найдется сегодня 15-16 тысяч долларов, чтобы пригнать машину поновее из-за границы, а кредиты в банках даются под такие проценты, что, скорее, захочется  ходить пешком, чем  ездить на колесах. Поэтому сегодня можно сказать, что новые таможенные пошлины свою главную цель – обновление автопарка страны – не только не выполнили, но и доставили немало хлопот  простым людям.

Количество подержанных автомобилей, ввезенных на территорию РБ из-за границы и поставленных на учет  в МРЭО Барановичского ГОВД  с января 2011 года по июль 2012 года

Количество подержанных автомобилей, ввезенных на территорию РБ из-за границы и поставленных на учет в МРЭО Барановичского ГОВД с января 2011 года по июль 2012 года

Цены на некоторые подержанные автомобили с небольшим объемом двигателя в г. Барановичи в июле 2012 года, долларов США

Рено Сценик, 2008 г.в, объем двигателя – 1500 куб.см. – 11500

Фольксваген Кадди, 2008 г.в., объем двигателя 1400 куб.см – 15300

Фольксваген Пассат В6, 2008 г.в., объем двигателя 1900 куб.см. – 16700

Как изменились цены на некоторые автомобили до и после введения новых таможенных пошлин в июле 2011 года

Как изменились цены на некоторые автомобили до и после введения новых таможенных пошлин в июле 2011 года

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up