Новости / Экономика

Жизнь малого бизнеса после директивы

21.06.2012, 13:31 / remove_red_eye 162 / chat_bubble

Спустя полтора года после принятия Директивы Президента о развитии бизнеса в Беларуси барановичские предприниматели рассказали, что изменилось у них в жизни за полтора года, в каких условиях они трудятся и какие стимулы для работы им необходимы сегодня.

Сергей Сидоркевич, индивидуальный предприниматель: «Творческим людям нужна помощь властей»

– В  свободное плавание ушел несколько лет назад и ни капли об этом не жалею. Сначала занимался сваркой, а затем переключился на кузнечное ремесло – оно больше пришлось по нраву. Уже могу похвастаться коваными предметами в интерьере старинной привокзальной аптеки.

А вот в развитии бизнеса больших успехов нет. Из положительного могу отметить, что налог при упрощенной системе налогообложения снизился с 8 до 7%. Но у меня проблема не в налогах.

РЕКЛАМА

Главная забота на сегодня – отсутствие своего помещения для работы. Решение задачи требует огромных вложений. Кредит мне не дадут – обороты не те. А деньги еще нужны на оборудование, на станки, цены на них растут не по дням, а по часам в рублях и в долларах.

Если бы решилась проблема с собственным помещением, нанял бы работников. С одной стороны – хорошо – освободилось бы время для творчества, но с другой стороны – лишние расходы и проблемы: так как предпринимателям нельзя иметь наемных работников, мне пришлось бы открывать ЧУП. А там, говорят, столько мороки – документы, налоги, бухгалтерия…  Но пока думать об этом не хочу: как брать работников, если есть еще один проблемный вопрос, решение которого не от меня зависит, – низкая платежеспособность людей. Сегодня у меня заказы не всегда бывают.

Недавно в налоговой инспекции даже заставили объяснительную писать из-за снижения оборотов. А что я могу сделать, если у населения доходы упали. Иной раз назовешь цену – клиенты «в осадок выпадают». Говорят, на заводах такую зарплату получают. Что тут скажешь. Иногда входишь в положение, делаешь в ущерб своим интересам, потому что заказ необычный и интересный. Зато с лихвой такие заказы окупаются клиентами из России… То, что для наших покупателей «очень дорого», для них – «дешево отделались».

В таких непростых условиях творческим людям-предпринимателям, ремесленникам, которых у нас не так и много, нужна поддержка властей. Например, власти могли бы организовывать тендеры или конкурсы на изделия ручной работы для городских нужд. Ведь у нас в городе такие достопримечательности можно пересчитать по пальцам – воробей, фотограф с котом, водопроводчик и лошадь у гостиницы. Возле них круглый год ажиотаж – все фотографируются, по ним город запоминается иностранцам. А если бы таких редкостей было больше в нашем городе – было бы больше туристов. На мой неискушенный взгляд, от этого город и местный бизнес только  выиграли бы.

Юрий, индивидуальный предприниматель: «Властям бы заняться снижением «поборов» с предпринимателей»

– Еще полтора-два года назад работал в частной фирме. Но отсутствие карьерного роста и уровень оплаты труда заставили искать новые пути заработка. Было трудно перестроиться, но потихоньку привык. Теперь стою за прилавком на рынке, продаю овощи-фрукты, бакалею. Недавно открыл вторую торговую точку. Карьерой это трудно назвать, но материальное положение удалось немного поправить. По крайней мере, пока.

А самое главное – теперь я сам себе хозяин и мой заработок во многом зависит от меня.

По моим наблюдениям, торговцы по-разному отреагировали на кризис. Одни меняют сферу деятельности, другие сужают сферы интереса и сами становятся за прилавок. Все из-за резкого снижения покупательной способности горожан в последнее время. Средний чек у меня, например, вырос только за счет роста цен и сегодня не очень велик – около 20 тысяч, и даже меньше. Но мне кажется, это временные трудности, их можно пережить. А вот наличие рядом с нашим рынком супермаркета – вызывает опасения за будущее мелкой розницы. С его появлением покупатели почти перестали интересоваться бакалейными товарами на рынке. Мы составляем конкуренцию только за счет фруктов-овощей, цены на которые у нас более гибкие, чем в магазинах.

Правда, цены на сезонный товар порой не снизишь так, как того хочется покупателям, – налог и аренда за последний год выросли почти в два раза. Вот этим бы заняться властям – снижением поборов с предпринимателей. Если бы еще и администрация рынков быстрее реагировала на появление конкурентов – сделала бы рынок крытым, как в Бресте, чтобы зимой и предпринимателям было комфортно работать, и покупателям не трястись от холода.

Но надеяться, видимо, придется только на свои силы. А это значит, надо думать об открытии собственного магазинчика. И тут снова проблемы. Купить помещение, хотя бы небольшой магазин, у нас трудно. Арендовать – невыгодно. И законодательство почему-то в нужном бизнесу направлении не спешит двигаться. Перемены касаются проектов, выгодных государству, например, из последних – обещанные предпринимателям налоговые льготы на селе. Но прежде чем идти в деревушки и села, нужно просчитать, будет ли выгоден бизнес даже без налогов там, где не выстояли райповские магазины. Так что без определенных сдвигов в законодательстве создание крепкого торгового предприятия, на мой взгляд, все еще остается для большинства предпринимателей журавлем в небе.

Кстати

Темп роста поступлений от субъектов малого предпринимательства в Барановичах составил 220% за январь–май 2012 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах.

Так, по данным ИМНС РБ по Брестской области, от организаций малого бизнеса г. Барановичи поступило в бюджет платежей в размере 56,1 млрд рублей. В расчете на одного плательщика поступления выросли на 28,9 млн рублей и составили 52,3 млн рублей. По состоянию на 1 июня текущего года на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по г. Барановичи состоит 1072 субъекта малого предпринимательства.

Комментарий эксперта

Анатолий Шумченко, председатель РОО «Перспектива»: «Предприниматели всей страны жалуются на отток клиентов»

– Если бы можно было сказать, что время для белорусского бизнеса раскололось до и после документа (Директивы № 4 от 31 декабря 2010 года «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»), так ведь нет.

Мало того, накануне подписания документа, как раз до президентских выборов, чиновники говорили о главном для предпринимателей – возможности найма работников, но в директиве этот пункт так и не появился.

РЕКЛАМА

Слава Богу, документ оставил в прошлом период массовых продразверсток, когда к предпринимателям приезжали и конфисковывали товар машинами, когда мучили неисчислимыми проверками.

Но многие пункты директивы пока так и остались на бумаге. Например, пункт 9.4, который гласит «ввести в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Беларуси, облисполкомов и Минского горисполкома, обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством создания при этих государственных органах общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений, а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов в интернете и (или) средствах массовой информации», пока не выполнен. Где экспертные советы? Где совместное обсуждение? Где указанные проекты актов законодательства?

Пока нет сдвигов и с передачей в собственность предпринимателям арендуемых длительное время помещений. Формально есть, по сути – нет.

Не случилось в белорусской практике и пошагового развития торговли. Несколько лет назад Министерство торговли приняло решение развивать торговые зоны доступности, то есть наряду с развитием огромных торговых центров развивать и малый бизнес – стимулировать ИП открывать киоски, роллеты. В итоге торговые центры появляются как грибы, а новых роллетов почти и не видно.
Актуальны сегодня для предпринимателей не только невыполненные пункты Директивы. Сегодня к нам стекаются потоки жалоб от предпринимателей на низкую покупательную способность населения и отток клиентов, особенно в малых городах.

Комментарий пресс-службы Министерства экономики РБ

– Современный этап развития предпринимательства характеризуется тем, что на уровне государства и общества утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально-экономического роста.

А посему создание в республике максимально благоприятных условий для формирования и функционирования предпринимательской среды и повышения инвестиционной привлекательности белорусской экономики было и остается в разряде важнейших национальных приоритетов. По состоянию на 1 июня 2012 года издано 102 акта законодательства, в их числе 3 Закона РБ, 22 Указа, 2 Декрета и 2 распоряжения Президента РБ, 39 постановлений Совета Министров РБ, 4 постановления Правления Нацбанка РБ, 30 ведомственных актов законодательства.

Среди последних:

– внесенные в Налоговый кодекс изменения и дополнения, направленные на совершенствование правового регулирования налоговых отношений, касающиеся объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты;

– упрощен порядок предоставления земельных участков для строительства и обслуживания объектов придорожного сервиса. Гражданам дано право использовать земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, без изменения их целевого назначения также и для ремесленной деятельности, оказания услуг в сфере агроэкотуризма, иной предпринимательской деятельности. Негосударственным юридическим лицам предоставлено право приобретать в частную собственность земельные участки, ранее данные в пользование для обслуживания принадлежащих им капитальных строений, по цене, равной 70% от их кадастровой стоимости;

– согласно Указу от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», определение размеров арендной платы осуществляется на основе установленной законодательством базовой арендной величины (с 1 апреля – 54 тыс. рублей). Кроме этого, исключено государственное регулирование размеров арендной платы за торговые места на рынках и в торговых центрах, находящихся в частной собственности, установлено, что осуществление арендатором неотделимых улучшений арендованного недвижимого имущества не будет являться основанием для увеличения размеров арендной платы, а для центров поддержки предпринимательства установлено применение понижающего коэффициента 0,5 не только для расчета арендной платы за арендуемые ими площади, но и при предоставлении этих площадей в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства и другое;

– Декретом Президента РБ от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» закреплены льготы финансового, налогового и имущественного характера при осуществлении предпринимательской деятельности в малых городах и сельской местности.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up