Новости / Общество

Большая перемена

16.04.2012, 14:27 / remove_red_eye 92 / chat_bubble0

Новость о сокращении сроков получения высшего образования поразила всех – абитуриентов и их родителей, студентов и преподавателей вузов. Зачем Беларуси нужна эта реформа и отразится ли она на качестве образования, узнавала «IP».

Чего требует… жизнь?

О преобразовании белорусского высшего образования – из пятилетки до четырех лет – президент Беларуси Александр Лукашенко заявил во время совещания педагогического актива Беларуси в конце августа прошлого года. 

«Немало вопросов вызывает система высшего образования, где наблюдаются перекосы в подготовке кадров без учета реальных потребностей экономики. Лавинообразный рост платной формы обучения, падение конкурса и приход в вузы малоподготовленных абитуриентов, – сказал президент. – Должны быть изменены подходы к содержанию вузовской подготовки. В первую очередь необходимо провести работу по уменьшению на одну четверть сроков получения высшего образования за счет прежде всего сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение!»

РЕКЛАМА

Особенно тщательно предлагалось изучить так называемый социально-гуманитарный блок, где некоторые предметы дублируют не только друг друга, но и школьную программу.

«Нужно пересмотреть вузовские программы и в большей степени сориентировать их на практику. Должна осуществляться максимальная интеграция образования, науки и передового производства. Подготовка специалистов не может считаться полной без продолжительной практики на рабочих местах. Думаю, первые два года студент должен числиться в университете и обучаться там, а последние два года – числиться в университете, а учиться на производстве», – заявил президент.

Не прошло и года, как «неуклонное исполнение» выданного распоряжения начало обретать реальные формы – сроки получения высшего образования решено сократить до четырех лет «за счет сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение».

Скоро дело делается

По словам специалистов Министерства образования, переход на сокращенный срок обучения планируется осуществлять постепенно, чтобы «максимально уменьшить возможные негативные последствия».

В ближайшее время в учебных заведениях будет реализована схема 4+2 – четыре года обучения на первой ступени высшей школы и до двух лет обучения в магистратуре. Переход на четырехлетнее высшее образование предусматривает сокращение количества лекций и увеличение объема самостоятельной работы студентов, а значит, вырастет и нагрузка на них.

Специалисты предложили скомпоновать цикл социально-гуманитарных дисциплин в четыре модуля: философии, экономики, политологии и истории. В каждом модуле выделяются как обязательные для изучения дисциплины, так и специализированные модули, из которых студенты сами смогут выбирать изучаемые предметы.

Массовый переход на сокращенный срок получения высшего образования на I ступени, по словам  министра образования Сергея Маскевича, предполагается с 1 сентября 2013 года. Однако в некоторых вузах на специальностях социально-гуманитарного профиля новая система будет внедряться постепенно уже с 1 сентября 2012 года, начиная со студентов первого курса. А вот те студенты, которые уже начали обучение в вузе, будут учиться по старой системе.
Когда точно все вузы перейдут на сокращенные сроки обучения, пока никто сказать не может. Сейчас вузы, в том числе и наш Барановичский государственный университет, разрабатывают предложения по графику перехода на четырехлетний период обучения – руководители вузов предварительно предоставят свои предложения  в Республиканский институт высшей школы в текущем месяце.

Пока вузы готовятся к сокращенным срокам, специалисты Министерства образования разрабатывают новый стандарт преподавания социально-гуманитарных дисциплин  в вузах – это планируется сделать до 1 сентября 2012 года. А до конца года планируется разработать новые стандарты высшего образования, которые и будут предусматривать уже дифференцированные сроки обучения.

Зачем нам сокращенное образование? 

Как недавно пояснили «IP» в Министерстве образования Республики Беларусь, переход на четырехлетнее образование связан с множеством причин. Одна из самых главных – неконкурентоспособность белорусского высшего образования с соседними странами.

«В первую очередь переход на четырехлетнее высшее образование связан с тем, что наше пяти-, шестилетнее образование неконкурентоспособно. За пять лет знания, полученные в вузе, могут устареть, а молодой специалист придет неподготовленным, хоть и с высшим образованием, – пояснили в Министерстве образования. – Зачем педагогу учиться пять лет, пять лет платить за обучение и проживание, если в соседней России педагогом можно стать за четыре года, уменьшив при этом сроки выплат за обучение». Вторая причина, как заметили в Министерстве образования, назрела потому, что будущие студенты изучают слишком много дисциплин, которые порой не так уж и необходимы тому же будущему инженеру или строителю.

«К примеру, будущему инженеру сейчас нужно прослушать более 250 часов философии, хотя ему эта дисциплина может и не понадобиться в его профессии, а если это еще и студент-платник, то он за нее и деньги должен отдавать, – говорят в министерстве. – Студенты «обросли» таким количеством дисциплин, многие из которых дублируются и повторяются, что назрела необходимость их сократить, тем более что многие дисциплины уже изучаются в среднеобразовательной школе учреждениях общего среднего образования».
***

Реформа высшего образования, так или иначе, скажется на всех – на преподавателях, студентах, абитуриентах и родителях. Сейчас эта «перестройка в высшем образовании» вызывает больше вопросов, на которые часто никто не в силах ответить. Но главный вопрос – станет ли общество после проведения реформы более образованным и продвинутым, станет ли преподавание в вузах качественнее, а лекции более насыщенными, и кого мы получим после окончания вуза – этот вопрос пока остается открытым. Министерство образования утверждает, что от этого образование станет только лучше, но поверить и проверить это мы сможем лишь спустя годы.

Реформы в белорусском образовании последних лет

–  Введение десятибалльной оценки знаний учащихся и студентов.

– Введение репетиционного тестирования вместо экзаменов.

РЕКЛАМА

– Переход на 12-летнее обучение в среднеобразовательных школах и обратно.

Достаточно ли студентам 4-х лет обучения? 

Вера Хитрюк, проректор по научной работе УО «Барановичский государственный университет»:

– Подготовка будущих специалистов зависит от того, какие цели и задачи ему предстоит решать как специалисту, и уже в соответствии с этим выбирать необходимые специальности, а потому сокращение некоторых дисциплин полезно. А что касается самостоятельности наших студентов… Приведу простой пример – я уже стыдно сказать сколько лет учу иностранный язык, но особенных результатов не добилась, а кому-то удается освоить язык за два года и постоянно им пользоваться. Так и с высшим образованием – все зависит от целей. Кто захочет выучиться и стать действительно хорошим специалистом, тот станет им и за четыре года.

Николай Ширко, директор гимназии № 1:

– Я тоже учился четыре года в вузе и могу со всей ответственностью сказать, что уровень образования был отличным. Хорошие специалисты выходили, грамотные – до сих пор пример многим. Думаю, студентам больше придется работать самим.

Наталья Круглякова, декан факультета иностранных языков УО «Барановичский государственный университет»:
– Пока не могу сказать, как новая реформа повлияет на качество образования. Но очевидные ее плюсы – это возможность студентам пойти раньше на работу, а значит, стать более независимыми в материальном плане и более ответственными, также уменьшится нагрузка на родителей платников – платить придется меньше на целый год.

Из минусов могу назвать пока лишь то, что нам, возможно, придется сократить число преподавателей, так как уменьшится количество часов. Также не могу сказать, как будет решаться вопрос с изучением иностранных языков – мы на факультете учим два иностранных языка, а выучить их хорошо за два года невозможно. К тому же, на мой взгляд, на нашем факультете нет «лишних» дисциплин: логика, политология, дисциплины по специальности – все они нужны. Мне кажется, все реформы в образовании нужно проводить с большой осторожностью. Нужно брать все лучшее, что уже есть в образовании, и видоизменять процесс обучения.

Татьяна Дмитриевна, мама студента БНТУ:

– Сколько можно уже этих реформ! Мы со старшим сыном пережили реформу школы – переход от 11-летнего обучения к 12-летнему и обратно. Нагрузка на ребенка была колоссальная: два года ездил к репетитору в Минск, занимался на курсах и брал дополнительные часы по математике. Ведь год знаний нам недодали. Сын поступил на техническую специальность, учится очень хорошо, и я могу с уверенностью сказать, что и пяти лет мало для «технарей»! Он будущий инженер, и от него в некоторой степени зависит, как будут строиться дома в городах. Что будет с высшим образованием с введением этих четырех лет, не знаю. Конечно, для родителей студентов-платников это облегчение – нужно будет платить только четыре года, а не пять, но какими специалистами они выйдут из стен вуза?»

Наталья, студентка 4 курса УО «БарГУ»:

– Иногда я смотрю на своих одногруппников и, думаю, что им и четыре года много. Они учатся на платном и не стараются учиться – получили на экзамене четверку-пятерку и рады. Еще те студенты, что получают стипендию, как-то держат себя в тонусе, а платники говорят «нас все равно не выгонят». Получается, учатся не ради того, чтобы быть востребованным специалистом, а ради галочки.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о
Scroll Up