Новости / Общество

Это моя работа. Продавец цветов

9.03.2012, 11:15 / remove_red_eye 1801 / chat_bubble

Каково это – самому каждый день создавать цветочный праздник для покупателей и находиться в цветочном раю? О том, какие цветы покупает мэр г. Барановичи лично, почему горожане не жалуют орхидеи и предпочитают цветы в упаковке, рассказывает продавец с почти десятилетним стажем Ольга Капустина.

Рабочее место – 80 сантиметров

Ольга говорит, что устроилась на работу продавцом цветов в 2003 году, когда ей было 17  лет. Вначале работала на уже не существующем цветочном ряду на «Пятачке».

«Сейчас и 9 лет назад  не сравнить условия труда. Нынче все продавцы – в  роллетах, а раньше надеваешь тысячу одежек, чтобы не замерзнуть, и стоишь в любой мороз с утра до вечера  на улице. Только что крыша над головой была, чтобы дождь не заливал,  –  вспоминает Ольга. – Рабочее место –  площадью в 80 сантиметров, большую часть которого часто занимал  контейнер с цветами – не развернуться, не повернуться, чтобы ничего не задеть».

РЕКЛАМА

Ольга с улыбкой вспоминает первый проданный букет цветов  – парень купил 17 роз на день рождения своей девушке.

«Казалось бы – продать цветы несложно, но мне было страшно,  руки тряслись, когда заворачивала букет. Не  знала, как подойти к человеку, как обслужить, что предложить. Первая покупка  – и  сразу 17 роз!  – вспоминает Ольга. – Но самая крупная покупка у меня была несколько лет назад – парень купил букет из 51-й розы на 400 тысяч. У моих коллег как-то покупали и 101 розу. Надеюсь, мои крупные покупки еще впереди».
Девушка говорит, что опыт и умение обращаться с таким довольно хрупким товаром, как цветы, пришел в процессе работы.

«Это сейчас я букет буквально с закрытыми глазами могу собрать, а в начале карьеры училась у коллег всем премудростям цветочного бизнеса».

Ольга замечает, что в профессии продавца цветов самое сложное – это работа с людьми.

«Может, кто-то думает, что продавцам цветов легко и нечего делать: ухаживаешь за цветами, меняешь воду, упаковываешь букеты, – рассуждает Ольга. – Но сложность профессии заключается в том, что это работа с людьми – к каждому надо найти подход и прийти с улыбкой, с хорошим настроением, с утра до вечера быть таким «живчиком». К вечеру от всего этого устаешь, что и разговаривать не хочется».

Девушка говорит, что продавец цветов должен быть очень общительным и порой даже настойчивым.
«Продавцу надо постоянно предлагать и много-много  говорить, чтобы покупатель пришел именно к тебе, – рассказывает Ольга. – Ведь у всех продавцов цветов цены примерно одинаковые, все упаковывают их красиво. Нужно так привлечь покупателя, чтобы он подошел именно к моим цветам, запомнил меня  и приходил именно ко  мне».

Покупатели бывают разные

Как замечает Ольга, покупатели цветов – самые разные категории населения: приходят и простые горожане, и первые лица города: «Мэр города Виктор Дичковский, как мне показалось, никому не доверяет выбор цветов – всегда покупает букеты сам. У меня он покупал желтые хризантемы».

По словам девушки, покупателей можно разделить на несколько категорий. Мужчины постарше выбирают букеты и цветы подороже, потому как стараются удивить избранницу красотой, изяществом  или пышностью букета и предпочитают цветы, которые дольше постоят, – герберы, хризантемы, лилии.

Парни, особенно если у них букетно-конфетный период в отношениях,   выбирают цветы быстро,  спрашивают цену, определяются с количеством  цветов – два-три-пять цветочков – и оплачивают покупку. Молодежь  часто отдает предпочтение розам (и не важно, сколько они простоят) и нередко отказываются от упаковки, предпочитая дарить без украшений. Кстати, мужчины практически никогда не торгуются.

Женщины при выборе цветов часто ориентируются на цену и точно знают, сколько хотят потратить на букет. К слову, так как у нас не принято дарить цветы мужчинам, женщины более редкие покупатели цветов – они часто покупают букеты на свадьбы, юбилеи.

«Конечно, все люди разные. Иногда придет человек и весь товар переберет, пока не найдет свою идеальную розу. Часто люди воспринимают цветочные ряды как рынок,  иногда покупатели торгуются – доходит до того, что выторговывают даже  500 рублей, – замечает Ольга. – Но бывает, заходит человек, улыбается, выбирает цветы с таким настроением, что потом целый день вспоминаешь этого покупателя и радуешься – день удался».
Кстати, Ольга не понимает любовь покупателей к упаковкам и предпочитает цветы без ничего: «Красивому нежному цветку не нужна упаковка – цветок сам по себе уникален, радует глаз, а наши люди почему-то думают, что с упаковкой букет будет шикарнее. Хотя, может, это мое мнение такое», – отмечает девушка.

Цветочный кризис

По словам девушки, кризис отразился самым негативным образом и на продаже цветов: стали покупать примерно в два раза меньше, чем в прошлом году. Даже в День святого Валентина  уже не было такого ажиотажа, как в прошлом году.

«Теперь многие предпочитают купить вместо букета торт или колбасу… Цветы – это красиво, но недолговечно,  – говорит Ольга.  –  И, думаю, в этом году такого ажиотажа на 8 Марта, как в прошлом, не будет».

Кстати, как раз 8 Марта – самый тяжелый день для продавцов цветов, даже 1 сентября легче переносится. «8 Марта – это адская работа и давно не праздник для меня! – восклицает девушка. – Несколько дней перед 8 Марта и в этот праздничный день мы приходим в шесть часов утра на работу – оформляем букеты, расставляем цветы и целый день продаем и продаем их».

Ольга  в стране чудес

РЕКЛАМА

Ольга рассказывает, что ассортимент цветов в Барановичах достаточно широк – цветы привозят из Эквадора и Голландии – это привычные всем гвоздики, хризантемы, герберы и розы. А в последние годы очень расширился ассортимент и отечественных цветов.

«Предприниматели научились выращивать герберы и хризантемы, даже тюльпаны к 8 Марта уже есть на прилавках,  – говорит Ольга. – Правда, зимой выращивать их в теплицах дорого, а вот летом домашних цветов очень много – они так же красивы, может, чуть мельче, но дешевле».

Экзотика в Барановичах, по словам продавца, приживается очень плохо. «Мы начали «приучать» горожан к орхидеям, но они очень плохо продаются. Возможно, потому, что они достаточно дорогие».
Несмотря на огромный ассортимент товара, барановичские покупатели нередко хотят необычных цветов – синих  или зеленых роз, полосатых или с блестками. Желание клиента – закон, и продавцы красят цветы в нужный цвет.  «Как в сказке про Алису в стране чудес, мы  красим цветы в нужные покупателю цвета специальной косметикой для растений. Нужны голубые розы – красим в голубой цвет, нужны с блестками – наносим блестки», – говорит Ольга.

Профессиональные заболевания

Ольга рассказывает, что за время работы продавцом перестала чувствовать запахи цветов, а на некоторые цветы  даже развилась аллергия – последствия профессии. «Многие заходят в павильон и чувствуют букет ароматов, а я ничего не слышу,  – смеется Ольга. – Зато    реагирую на запах лилий:  начинает болеть голова, хотя раньше никакой реакции организма на эти цветы у меня не было».

Люблю… ромашки

Ольга говорит, что относится к цветам, которые продает, достаточно равнодушно. «Во-первых, цветы уже надоели по работе, а во-вторых, понимаю, что это ведь все равно не мои цветы, – говорит девушка.  – Совершенно другое дело,  когда цветы дарят – коллеги, друзья. Сам факт подарка – действие очень красивое, трогательное и нежное. Это, на мой взгляд,  один из лучших подарков для любимой девушки».

Ольга говорит, что любит практически все цветы, но особое отношение у нее к ромашкам. «На свадьбу я тоже  хотела бы букет из ромашек, –  смеется Ольга. – Они такие простые, нежные и редкие – только летом бывают и на меня похожи чем-то. Наверное, я сама – ромашка».

Как сохранить цветы

Цветы лучше всего ставить в холодную воду без каких-либо добавок, предварительно подрезав кончики. Розы на длинном стебле следует ставить только в высокие вазы и заполнять вазу водой почти до верха – чтобы стебель был в воде, а хризантемы  много воды не любят. О том, какой режим предпочитают цветы,  лучше спросить у продавцов.

На стойкость цветов влияет их свежесть, главным критерием которой является внешний вид.  Покупателю следует обратить внимание на  бутон – он должен выглядеть свежим и упругим, ни в коем случае не поникшим, листочки не должны быть опущены вниз.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up