Новости / Общество

Тестирование без репетитора: возможно ли это?

23.02.2012, 16:16 / remove_red_eye 457 / chat_bubble

За последние несколько лет средние баллы по ЦТ в Беларуси резко упали и, судя по статистике, продолжают падать с каждым годом. Некоторые эксперты считают, что в будущем тестирование в нашей стране вообще отменят, чтобы никто не знал реальный уровень нашего образования, и введут другую систему оценки знаний.

«Школьное образование на грани катастрофы»

«IP» попросила порассуждать о качестве белорусского школьного образования столичного репетитора по математике и физике Евгения Ливянта, который более 10 лет занимается подготовкой к тестированию учеников из разных городов страны.

По его мнению, в последнее время ощутимо увеличилось количество детей, которые хотят заниматься дополнительно с репетитором. «Подготовиться к сдаче тестирования по физике или математике, основываясь только на знаниях, полученных в школе, практически невозможно, – говорит Евгений Ливянт. – Особенно это касается учеников обычных школ, где нет профильных классов».

РЕКЛАМА

Катастрофически низкий уровень подготовки наших абитуриентов, по словам репетитора,  наблюдается по всем предметам школьной программы, а не только по физике и  математике, за помощью в подготовке которых к нему обращаются. И это несмотря на то, что в последние годы наметилась тенденция упрощения тестовых заданий. Так,  с 2004 по 2008 год, по его словам, задания в тестах по математике и физике были намного сложнее, чем сейчас. Но тем не менее результаты были выше, чем в последние годы.

Как отметил Евгений Ливянт, его даже удивляет, что централизованное тестирование до сих пор еще не убрали в нашей стране, поскольку именно его результаты из года в год объективно отражают упадок нашей системы школьного образования. «Часть выпускников школ сегодня не знают порядка 90% того, чему они должны были научиться в школе, даже самых элементарных вещей. Например, из-за чего происходит смена времен года, как складываются дроби, кто такие Витовт или Ленин.

Многие не расскажут наизусть ни одного стихотворения Пушкина или Купалы, некоторые  не напишут без ошибок даже заявление о приеме в ВУЗ…»

Основные причины низкого качества общего среднего образования, по мнению репетитора, –  это хаотичные школьные программы, неграмотно составленные учебники, низкий уровень преподавания.  «Мне кажется, что в последние годы мы имеем дело с некоторым «вырождением»  учительского сословия», – говорит Евгений Ливянт. И дело не только в низкой заработной плате.

Преподавателей отпугивают бумажная волокита и огромное количество работы, не связанной с профессией учителя, которую сегодня «повесили» на школу. К тому же учитель сегодня абсолютно бесправен и беззащитен и перед учениками, и перед их родителями, и перед произволом вышестоящих чиновников. Кстати, эти же причины, по мнению  Евгения Ливянта,  заставляют многих учителей сегодня «бежать» из школ и системы образования в целом. «Престиж профессии учителя сегодня настолько упал, что многих педагогов в школу невозможно заманить даже длительным летним отпуском», – говорит Евгений.

По его словам, в педагогические ВУЗы  и на педфакультеты все чаще в последнее время поступают те люди, приманкой для которых являются недобор на эти специальности и, как следствие, относительная гарантия поступления. «Это национальная катастрофа, – говорит Евгений Ливянт. –  Ведь стоит только представить себе, что через несколько лет эти люди станут преподавателями и будут учить детей. Чему они их смогут научить, если большинство сами в школе были троечниками и даже двоечниками? Но и такие ученики уже не хотят поступать на педагогические специальности. Даже на бюджетное обучение! Например, летом прошлого года Брестский университет не смог набрать студентов на бюджет на специальность «Белорусский язык. Английский язык», поскольку не было подано ни одного заявления. И это при возникших материальных трудностях у населения».

Евгений Ливянт уверен, что тенденция падения уровня образования в нашей стране сохранится и дальше.  «Низкий уровень образования в стране – ни для кого не  секрет, но говорить об этом открыто пока решаются немногие, – отмечает репетитор. – Лишь когда руководство системы образования признает существование этой проблемы и начнет ее решать, что-то может измениться в лучшую сторону».

Поступить без репетитора

Речь, конечно же, идет о системе образования в целом и о среднем показателе результатов тестирования. Однако всегда были и будут ученики, качественно подготовленные и сдавшие тесты на высокие баллы, и блестящие учителя, способные их к этому подготовить. Так, ученики ГУО «Гимназия № 1» из года в год на высокие баллы сдают тестирование по физике.

Учитель физики гимназии № 1 София Полуянова отметила, что еще несколько лет назад  тесты были очень тяжелыми и дети действительно сдавали их плохо. Теперешние задания таковы, что рассчитаны на проверку знаний, а не на выявление среди абитуриентов тех, кто нестандартно мыслит, как было в прежние годы.  Поэтому София Полуянова уверена, что можно подготовиться к успешной сдаче  тестирования в школе даже без помощи репетитора.  «Я не берусь утверждать это в отношении всех школ, но, если ребенок занимается в классе, где физика, например, профилирующий предмет, посещает дополнительные занятия и факультативы, исправно выполняет домашнее задание, шанс успешно сдать предмет и поступить у него есть даже без репетитора», – говорит София Полуянова.

По словам учителя, при подготовке к тестированию важно не просто научить детей хорошо решать задачи, но и учитывать ряд моментов:  уметь правильно рассчитывать время, ведь на решение 30 задач детям дается только три часа. Кроме этого, некоторые абитуриенты «закапываются» на легких задачах, ищут в них подвох и теряют время. Иногда наоборот, ребенок бросается решать легкое на первый взгляд задание, а в нем – «изюминка», увидеть которую можно только при условии хорошей подготовки, которая есть у детей из профильных классов.

Однако профильные классы сегодня существуют только в гимназиях и лицеях, где ученикам выделено еще два дополнительных урока на решение задач. Ученики остальных школ ограничены двумя уроками физики в неделю и факультативными занятиями. Некоторым детям такого количества занятий может быть недостаточно и приходится заниматься с репетиторами.

Как отметила учитель, судя по заданиям из репетиционного тестирования этого учебного  года, уровень задач  несложный. «Если задачи не усложнятся, я уверена, что большинство учеников, которые целенаправленно готовились к физике, сдадут ее успешно», – прогнозирует София Полуянова.

Опрос Можно ли подготовиться к централизованному тестированию без репетитора?

Оксана, студентка:

– Пускай я и поступала 4 года назад, но готовилась к ЦТ сама. Репетитор – это человек с палкой, который стоит над тобой и, как только ты даешь намек на лень, тут же лупит тебя по спине. Все. Если есть цель и человек настроен ее достичь, то он сам себя организует и подготовится. Правда, я и в школе хорошо училась. А если успеваемость в школе хромает, то нечего и в университет соваться. Смысла – ноль, платить ТАКИЕ деньжищи, когда учеба, в общем-то, неинтересна.

Александр:

РЕКЛАМА

– Не знаю, как сейчас в школе преподают, но когда я в 2007 году оканчивал, это было невозможно. У меня весь класс (а он был не простой, а профильный) ходил к репетиторам. К сожалению, не знаю, как с этим теперь. Но не думаю, что в школе стали преподавать лучше. И не думаю, что школа дает те «ответы», которые нужны на тестах.

Денис, студент:

– Если желания учиться нет, то никакой репетитор не поможет. Готовился к ЦТ сам, сдал очень хорошо. Хотя в этом и очень помогли преподаватели, так как последний год учебы был нацелен на сдачу ЦТ.

Алина, 20 лет:

– Я согласна, что репетитор больше как человек с палкой. Но, судя по себе, могу сказать, что мне без этой палки было бы сложно. Признаюсь, что многое было бы просто лень… Поступила в 2009, по математике и английскому были репетиторы. В чем парадокс – белорусский язык, репетитора по которому у меня не было, сдала лучше. Но все же остаюсь при мнении, что репетитор нужен, хотя бы для того, чтобы как-то разбить на «порции» необходимый для сдачи ЦТ материал.

Елена, 24 года:

– Да. Можно. Программа недостаточная в школе, но можно на факультативы ходить и самому очень даже неплохо подготовиться, главное – желание. А если нет желания, то и репетиторы не помогут!

Средние баллы результатов тестирования по некоторым предметам  (по данным Республиканского института контроля знаний Министерства образования РБ)

Средние баллы результатов тестирования по некоторым предметам  (по данным Республиканского института контроля знаний Министерства образования РБ)

Средние баллы результатов тестирования по некоторым предметам (по данным Республиканского института контроля знаний Министерства образования РБ)

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up