Новости / Общество

Это моя работа. Контролер

16.02.2012, 16:18 / remove_red_eye 695 / chat_bubble

Контролеры-ревизоры на железнодорожном транспорте говорят, что в их работе нужно продумывать все до мелочей  и на десять  шагов вперед – как одеться, чтобы было не холодно и  не жарко, как на ходу поезда стоя оформить документы и сдержать себя при встрече с грубиянами.  О хитростях своей профессии рассказала контролер-ревизор на железнодорожном транспорте  с 12-летним стажем Светлана Иосифовна Бондарчук.

Из библиотекарей – в ревизоры

Светлана Иосифовна по образованию библиотекарь и до встречи с мужем-железнодорожником работала по специальности в д. Подгорная. Но вскоре Светлана сменила книги на вагоны.

«В  90-е годы особенно высоких зарплат не было нигде, да и работу было сложно найти, а вот на железной дороге платили по тем меркам достаточно много», –  рассказывает Светлана.

РЕКЛАМА

По ее словам, тогда работу выбирали не по духу и по призванию, а там, где больше платили, чтобы можно было прокормить семью.
На «железке» поначалу девушка работала проводником в пассажирских поездах, а с 2000 года перешла в контрольно-ревизионный отдел Барановичского отделения Белорусской железной дороги.

«Это можно было расценивать как повышение, – рассуждает Светлана. – Ведь работа проводником, как правило, не подходит для семейных людей – дальние поездки, частые командировки – при таком графике проблемно много времени уделять семье. А вот работа контролера как раз очень удобна в  этом плане. При грамотно составленном графике есть возможность и с семьей побыть, и поработать».

Ну, «заяц», погоди!

Светлана Иосифовна рассказывает, что первая поездка ей запомнилась тем, что абсолютно все пассажиры были с билетами.
«Мы ехали с напарницей до Слуцка, и меня очень обрадовало то, что абсолютно все пассажиры предъявили на проверку билеты, – вспоминает Светлана. –  Все честные и порядочные – никто слова грубого не сказал, но потом я поняла, что не всегда все так гладко в работе контролера-ревизора – надо и ловить нарушителей, и настаивать на штрафе для  безбилетных пассажиров».

Светлана Иосифовна рассказывает, что за время работы успела несколько раз переосмыслить свою профессию.

«Когда я только стала контролером,  решала так: перед нами  все равны – и начальник, и бабушка-пенсионерка, и студент  – все должны оплачивать проезд, и такого мнения я придерживаюсь до сих пор»,   – говорит контролер.

Хотя,  отмечает Светлана,  в ее работе были моменты, когда приходилось действительно закрывать глаза то, что пассажир без билета: «Едет пассажир, только что из тюрьмы, денег нет на билет. Что с ним делать – иногда и пожалеешь. В нашей профессии важно к каждому найти подход  – ведь работаешь с людьми, – говорит  Светлана. – Бывают случаи, когда человеку стыдно, что он билет не взял и сам подходит к нам и просит, чтобы его оштрафовали где-нибудь подальше от остальных пассажиров. А есть случаи, когда едет здоровый мужчина с банкой пива в руке, но без билета, и в ус не дует».

По мнению контролера, безбилетному пассажиру проще для него же оформить и оплатить штраф на месте –  так он не попадет в единую базу данных правонарушителей, что позволит ему не иметь проблем с законом впоследствии. Ведь вся бумажная волокита займет определенный срок, а в это время ему, возможно,  нужно будет поехать за границу или оформить кредит.

Современный безбилетник

Как замечает контролер, портрет современного  «зайца» невозможно нарисовать – на месте безбилетника могут оказаться по разным причинам абсолютно все пассажиры – и дети, которым родители не купили  билет,  и студенты, и  те, кто часто добирается на работу, но не успел купить проездной, а старый уже просрочен, и те, кто в последний момент забегает в электричку, и кто нетрезв, или трезв, но по каким-то причинам решил проехать без билета и придумать отговорку.

Но самые неприятные «зайцы», по словам контролера, – те, кто в том, что он не оплатил проезд, видит вину контролера – дескать, именно контролер виноват в том, что «заяц» не купил билет. «Такие люди стараются всевозможными способами отвертеться от уплаты штрафа, ругаются матом, а если уж и оплачивают штраф – то делают это с таким видом, будто именно контролеру выплачивают эту сумму,  – говорит Светлана.   – Хотя, по сути,  – они нарушили закон».

Кстати,  как замечает на личном опыте контролер, количество безбилетников в поездах год от года снижается: «Раньше все ездили на поездах, и безбилетников было  много, а сейчас у пассажиров есть выбор – можно поехать на автобусе, на маршрутке, договориться с частниками – поэтому и зайцев гораздо меньше». По статистике – сейчас на два проверенных поезда можно встретить лишь одного безбилетного пассажира.

Контролер – это психолог

Светлана Иосифовна говорит, что на грубое поведение пассажиров ни в коем случае нельзя «вестись» – лучше ответить шуткой, улыбнуться, промолчать и не заметить, что тебе нагрубили, чем ввязываться в долгие разговоры – никаких нервов не хватит.
«Всякое бывает в нашей работе – иногда  заходишь в тамбур электрички, а там мужик нетрезвый стоит и нужду справляет – настроение на весь день испорчено, а мне еще нужно отработать смену и при этом не нагрубить кому-то в ответ», – сокрушается контролер.

Светлана говорит, что часто еще не опытные контролеры грубое поведение пассажиров воспринимают близко к сердцу. Но важно как можно быстрее перестать все воспринимать на свой счет – тогда и работа заладится.

«Поначалу особенно достается новеньким контролерам: пассажиры придираются, требуют удостоверение, язвят, но потом успокаиваются, привыкают видеть на работе и уже не возмущаются – встречают как старых знакомых, – смеется Светлана Иосифовна. – Часто замуж предлагают выйти – за один рейс – несколько раз позовут».

Ежедневно встречаясь по работе с самыми разными людьми, Светлана Иосифовна пришла к выводу, что контролер в работе – это психолог, который выслушивает пассажиров, советует и сопереживает. «Едет одинокая бабушка, и ей хочется с кем-нибудь поделиться радостью, что она едет к детям-внукам, которые нечасто ее навещают, и вот она наконец-то выбралась сама, – говорит Светлана. – Иногда студенты начинают жаловаться на учебу, на то, что очень сложно учиться, уточняют расписание и возможности пересадки на другие направления».

РЕКЛАМА

В целом же пассажиры на железной дороге достаточно спокойные и не вредные.

С утра и до самого вечера

Помимо недобросовестных пассажиров в работе контролера также есть и свои сложности. Сейчас под контролем Светланы и ее напарницы Дины – самые разные направления – часто контролеры проверяют электрички, следующие на Минск, на Лунинец, на Брест, на Слуцк, на Лиду и Гродно – работа постоянная – и ехать нужно и в мороз,  и в жару, и днем, и ночью.

«Разрабатываются и регулярно меняются туры служебных поездок к графику работы. Смена может начинаться в шесть утра и заканчиваться поздно ночью, но не может превышать 12 часов. Хотя после 12-ти часов   работы, честно сказать,   очень устаешь – все-таки надо постоянно перемещаться по вагонам, постоянно общаться с пассажирами, а это нелегко».

Зарплата у контролеров на сегодняшний день тоже не очень высокая, зависит  от собранной и сданной суммы и  в среднем составляет чуть более 2 миллионов рублей.

В работе контролера-ревизора на железнодорожном транспорте очень  важно предусмотреть все мелочи, предугадать поведение пассажиров.  К примеру, по словам контролера, если пассажира приходится снимать с поезда, то контролер всегда пропустит пассажира вперед, чтобы он не мог  толкнуть контролера.

По словам контролера, большинство ее коллег – женщины, хотя для них эта работа достаточно сложна и в физическом плане. «Бывает, померзнем, помокнем под дождем при пересадке с поезда на поезд,  документы приходится оформлять, как правило, стоя, а это непросто, да и чисто физически находиться в вагоне смену утомительно, но это работа – никуда от нее не денешься».
От частых пересадок по поездам контролеры особенно часто болеют  ОРЗ.

Главное в дороге – напарник

Все контролеры, кроме как во время комплексных проверок – когда в рейд выходит шесть и более человек, работают  парами. По словам Светланы Иосифовны, очень важно в работе контролера – работать с хорошим напарником.

«С моей напарницей – Диной Жук – мы работаем несколько лет,  –  улыбается Светлана Иосифовна. – Надо сказать, что мы с ней уже сдружились, сработались. И не так уж важно, что может случиться во время поездки – грубые пассажиры, хулиганы, ЧП не дай бог, для любого контролера важно, что напарник – это порой тот единственный человек, который поддержит тебя в тот момент, когда против контролера настроена большая часть пассажиров вагона, а сотрудников милиции рядом нет. К счастью, мне повезло работать с таким человеком».

По мнению Светланы, самое важное, наряду с настойчивостью и требовательностью, не терять самые простые человеческие качества, тогда и «заяц» заплатит  штраф без осадка в душе на работу контролера-ревизора.

Кстати

Средняя заработная плата контролеров-ревизоров  –  более 2 млн рублей.
Количество контролеров в контрольно-ревизионном отделе Барановичского отделения Белорусской железной дороги – 26 человек, из них 50% –  мужчины.

Средний стаж работы: 50% – 15 лет, 50% – до 5 лет.
Специальных учебных заведений для обучения профессии контролера-ревизора нет.

Справка «IP»

В  январе 2012 года контролеры-ревизоры пассажирских поездов оштрафовали за безбилетный проезд в пригородных поездах  602 человека, что на 268  больше, чем в  январе 2011 года.  Кроме этого, за прошедший месяц на 54 человека  были составлены протоколы об административном правонарушении за нарушения правил перевозки пассажиров.  Более 160 человек были оштрафованы за курение в пригородных поездах, 17  человек  –  за провоз неоплаченного багажа.  Общая сумма штрафа, взысканная с нарушителей Правил проезда в январе 2012-го, составила 13 млн 611 тысяч рублей против 8 млн 649 тысяч рублей за  январь 2011 года.  Кроме этого, отделению дороги возвращены 6 млн 737 тыс. рублей тарифа, самостоятельно не оплаченного гражданами, пользующимися услугами пригородных пассажирских перевозок.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up