Новости / Культура

Бумажная техника своими руками

2.02.2012, 15:22 / remove_red_eye 875 / chat_bubble

Танки и самолеты из бумаги? Ерунда какая-то, подумают многие. А вот житель Барановичей сумел не только изготовить точную копию самолета, но и занял первое место на международном конкурсе.

Весь мир из бумаги

Дмитрий Карышев увлекается моделированием с детства. «Когда-то в советское время издавали журнал «Юный техник» и приложение к нему, – вспоминает он. – Там печатали выкройки бумажных моделей, довольно простеньких. Их я и начал клеить». После школы Дмитрий на некоторое время забросил моделирование. А два года назад, разглядывая в минском магазине пластиковые самолеты, увидел журналы с бумажными моделями, не удержался и купил один.

РЕКЛАМА

В подобных журналах на листах бумаги напечатана выкройка отдельных узлов самолета, последовательно вырезая и склеивая которые, можно собрать модель.  Дмитрий заинтересовался бумажным моделированием, нашел специализированные сайты.

Впоследствии познакомился с людьми, у которых тоже такое хобби. К сожалению, людей, занимающихся склейкой бумажных моделей, в Беларуси не так и много. В Барановичах Дмитрий знает только одного человека, который увлекается этим.

В отличие от нашей страны в Европе это хобби достаточно распространено. В одной только Польше издаются несколько журналов, где публикуются выкройки моделей. Самый старый журнал Maly  Modelarz издается с 1970-х годов. Из стран бывшего Советского Союза выкройки моделей выпускают в Украине. Российские бумажные модели, по словам Дмитрия, не пользуются такой популярностью из-за низкого качества.

«Этих журналов существует великое множество, – рассказывает Дмитрий. –  Они посвящены не только авиации. Танки, корабли, поезда, космические аппараты, автомобили, замки, герои из мультфильмов ­ – практически все,  что угодно. Клеят из бумаги даже оружие в масштабе 1:1 – автоматы Калашникова или снайперские винтовки, и все это смотрится как настоящее». Большой популярностью пользуется техника Второй мировой войны. Все бумажные модели авиации выполняются в масштабе 1:33, а танки 1:25.
После девальвации рубля цены на журналы с выкройкой стали дорогие – за одну модель придется выложить от 100 тысяч и выше. По словам  барановичского моделиста, выкройка большого корабля  стоит более миллиона рублей.

Люди не только покупают журналы, но и сами разрабатывают модели. Для этого нужны подробные чертежи и навыки работы с 3D-программами, которые смоделируют развертку для склейки. Разработанную самостоятельно модель можно потом продать издателю, который напечатает ее в своем журнале. «Я сам был свидетелем, как человек на сайте разрабатывал самолет, выкладывал фото процесса склейки, – вспоминает Дмитрий. – А через некоторое время эта модель была издана промышленным тиражом».

Многие выкройки выкладываются на сайтах, где их можно бесплатно скачать, чтобы потом распечатать на цветном принтере. Однако этот способ, по словам барановичского коллекционера, имеет свои недостатки: отпечатанные на струйном принтере краски быстрее выцветают, а на лазерном принтере некачественная краска просто осыпается.

Сборка модели

За два года Дмитрий склеил только 5 бумажных моделей самолетов. Это долгое и кропотливое занятие, где одну модель приходится собирать даже полгода. «Тут нельзя спешить, главное при склейке – аккуратность и усидчивость», – считает он.

В Европе журналы с выкройками бумажных моделей пользуются популярностью.

В Европе журналы с выкройками бумажных моделей пользуются популярностью.

По словам Дмитрия Карышева, сборка бумажных моделей значительно отличается от сборки пластиковых самолетов. Бумага расширяет творческие возможности, но ей сложнее придать нужную форму. Пластиковую модель тяжелее изменить, но гораздо проще клеить.

Сама выкройка модели распечатывается на бумаге и картоне различной толщины и плотности. Очень редко используются металлические детали, такие как скрепка, проволока. Стекло для кабины вырезается по лекалу из целлофановой пленки, но смотрится оно, по мнению Дмитрия, не очень красиво – лучше изготовить кабину из упаковочного пластика, нагревая его и изгибая.
Одного только клея используется 2–3 вида. Это и ПВА, и «Момент», и суперклей. Для различных узлов существуют различные секреты склейки. «Бывает, бумагу для усиления приходится пропитывать вначале клеем, – делится Дмитрий. – Для смазывания труднодоступных мест пользуюсь зубочистками».

Кстати, ножницы при вырезании и сборке бумажных моделей используются редко. Ими сложно вырезать мелкие детали – проще пользоваться лезвием опасной бритвы или специальными ножами. «Ножи дорогие, но ими очень удобно работать, – считает Дмитрий. – Правда, в Барановичах они не продаются, только в Минске или в Интернет-магазинах».

РЕКЛАМА

Для вырезания Дмитрий Карышев пользуется также специальным пластиковым ковриком, который сам затягивается после пореза. Он чем-то похож на коврик для мышки. «Конечно, можно подкладывать под лист картон или деревянную дощечку, – объясняет моделист. – Но они быстро приходят в негодность, крошатся при работе, а резать лучше на идеально ровной поверхности, иначе модель не получится качественной и красивой».

Даже хранение готовых моделей имеет свои секреты. По словам Дмитрия, желательно не ставить их на солнце, чтобы краска не выгорала. До склейки бумагу можно пропитывать лаками, чтобы она не ворсилась и дольше прослужила. Можно покрывать модель лаком и после склейки.

«Это хобби очень затягивает, но отнимает много времени, – признается Дмитрий Карышев. – Однако, когда модель готова, просто не передать того чувства удовлетворения и радости от проделанной работы. Так же приятно, когда друзья приходят и начинают ахать и охать разглядывая самолет». Большинство же своих моделей Дмитрий впоследствии подарил родным и знакомым.

Конкурс

Сборка моделей не только затратное хобби. При должных навыках оно может принести и неплохой доход. В прошлом году модель самолета СУ-27СМ, изготовленная Дмитрием, заняла первое место на международном конкурсе, который проводил российский сайт «Только бумага». Спонсором выступал украинский Интернет-магазин.

Конкурс, в котором участвовал барановичский моделист и где разыгрываются деньги, проводится раз в год. Приз за первое место составлял 500 долларов США плюс три журнала с любыми моделями, за второе место – три любых журнала, а за третье ­– один журнал с выкройками. «Я не думал, что выиграю этот конкурс, – признается Дмитрий Карышев.

– Надеялся попасть хотя бы в тройку лучших».
Конкурс продолжался полгода. Вначале 18 участников заявили модели самолетов, которые планировали изготавливать. Потом поэтапно выкладывали на сайт фотографии процесса сборки. В конце конкурса по снимку готовой модели началось голосование, которое длилось 10 дней. Проголосовать на сайте могли только заслуженные, имеющие большую репутацию моделисты.

«Выкройку СУ-27 я нашел в интернете и распечатал на принтере, – рассказывает Дмитрий Карышев. – От себя переделал в фотошопе камуфляж и некоторые узлы, чтобы получился СУ-27СМ. Правда, когда распечатывал, камуфляж самолета получился немного отличным по цвету от того, что был в электронной версии».

Моделью приходилось заниматься по несколько часов в день; если дольше, то, по словам Димы, очень устают глаза. Но в конце конкурса, когда поджимали сроки, довелось клеить и по ночам. От себя Дмитрий электрифицировал самолет.

В нем светятся панель управления летчика, бортовые огни и на передней стойке шасси горят три фонаря. «Помучался, – признается моделист. – Очень много было проводов, а особенно тяжело далась подсветка приборной панели, я был новатором в этом деле и сам придумал технологию, чтобы она светилась. А сейчас уже люди за мной делают подобную подсветку на своих моделях».

Кстати, это не первая победа барановичского моделиста. До этого он уже выигрывал ежемесячный конкурс, где в качестве приза представлена одна из бумажных моделей.  Тогда он собрал самолет СУ-25, который потом подарил отцу.

«Это не только хобби, но и постоянное развитие кругозора,  – считает Дмитрий. – Если клеишь или дорабатываешь какую-нибудь модель, то приходится искать много различной информации. Читаешь историю развития, просматриваешь фотографии, узнаешь, как выглядят мелкие узлы. Чтобы самому изготовить пушку и патронный ящик к СУ-25, пришлось перелопатить кучу литературы, образец   должен был соответствовать  реальной модели».

Пока Дмитрий занимался только сборкой самолетов. «Еще ничего другого не пробовал, – признается он. – Но думаю в ближайшем  будущем заняться танками и кораблями».

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up