Новости / Экономика

Чужого не брать

26.01.2012, 11:34 / remove_red_eye 94 / chat_bubble

Многолетнее отрицательное сальдо внешней торговли в Беларуси, повлекшее за собой экономический кризис, вынудило руководство страны начать активную борьбу с импортом. Белорусские памперсы и «Киндер-сюрпризы» –  немногое из того, что амбициозно запланировали импортозаместить в 2012 году наши чиновники. Экономистам и простым обывателям такие меры кажутся сомнительными.

По данным Нацстата РБ, с 2005 года в нашей стране наблюдался активный рост отрицательного сальдо внешней торговли. В 2010 году оно достигло  рекордной отметки – минус 9,6 млрд долларов, что в 13 раз больше, чем в 2005-м. Многолетнее превосходство импорта над экспортом спровоцировало многие финансовые проблемы, которые вылились в 2011 году в экономический кризис. Чтобы исправить ситуацию, правительство решило не только предпринять меры к увеличению экспорта белорусских товаров, но и сократить импорт.

«Мы можем уменьшить зависимость от импорта в два раза, без потерь для конкурентоспособности и качества нашей продукции», – обозначил в одном из выступлений позицию правительства премьер-министр РБ Михаил Мясникович.

Президент страны, выступая в декабре 2011 года на открытии семинара, посвященного теме импортозамещения, отметил: «Никаких запретительных мер на потребительском рынке мы не вводили и вводить не будем. Только в конкурентной борьбе с импортом, повышая качество и потребительские свойства продукции, можно победить. И продать свой товар как внутри страны, так и за ее пределы».

РЕКЛАМА

А уже в конце декабря свет увидело постановление правительства, утверждающее перечень импортозамещающих товаров на 2012 год. Облисполкомы и крупнейшие предприятия страны вместе со списком продукции получили и задание по объемам ее производства.

Приказано – заместить

В Постановлении Совмина РБ, утверждающем перечень импортозамещающих товаров на 2012 год, 81 наименование продукции. Помимо уже освоенных белорусами холодильников, стиральных машин и LCD-телевизоров в него вошли турки для кофе, детские универсальные коляски, женские гигиенические прокладки, а также «шоколадные изделия в форме яйца полого» и подгузники для детей. Причем, если одни товары планируется выпускать сразу большими партиями (к примеру, женские прокладки – до 8 млн упаковок в год), то выпуск других – небольшими объемами скорее напоминает пробную партию, нежели серьезный продукт, способный вытеснить импортные аналоги. Взять хотя бы детские коляски. Их планируется произвести всего 250 штук за год – вдвое меньше, чем скутеров. Это при том, что ежегодно в нашей стране рождается около сотни тысяч малышей!

Программа импортозамещения: за и против

Большинство товаров, попавших в список импортозамещения в 2012 году, уже производится на территории Беларуси. Так что изобретать велосипед, что в условиях кризиса недешево, промышленникам не придется. К примеру, репеллентные средства, ответственность за выпуск которых возложена на Брестский облисполком, уже как минимум два года выпускают на Брестском заводе бытовой химии, причем примерно в таком же количестве, которое указано в постановлении Совмина. Получается, что место в списке импортозамещающих товаров для продукции этого предприятия – не более чем формальность.

Однако на заводе так не считают.

«Репелленты мы производим с 2010 года, и 15 тысяч средств для отпугивания и уничтожения насекомых, включенных в перечень, – наш обычный объем производства, то, что мы реально можем отгрузить на внутренний рынок. Тем не менее программа импортозамещения, на мой взгляд, очень полезна для нашего предприятия. Ведь включение в нее – своеобразная реклама для нас, для нашей продукции. Благодаря этой программе люди будут знать, что в Беларуси есть отечественные средства высокого качества», – отметил директор ОАО «Брестский завод бытовой химии» Дмитрий Смолей.

Но как быть с товарами, которые в нашей стране почти или вообще не производились? Речь идет, например, о детских колясках и подгузниках. Чтобы начать выпускать эти товары, нужно вложить миллионы евро или долларов. Оправданны ли эти вложения?
По мнению Александра – бывшего руководителя частного предприятия, до недавнего времени выпускавшего детские коляски в Барановичском районе, пока о производстве колясок как о перспективном и прибыльном бизнесе в нашей стране говорить не приходится.

«Чтобы наладить этот бизнес и создать конкурентоспособную продукцию, нужно не просто приобрести соответствующее оборудование и обучить персонал, но и наладить собственное производство комплектующих, – сказал он. – Ведь основные комплектующие – колеса, ткань для верхней отделки – мы закупали в Польше. Наши предприятия тоже выпускают ткани, но таких расцветок и качества, что они не могут конкурировать с импортными. К тому же у нас очень много бюрократических препонов. Чтобы получить один сертификат соответствия, нам пришлось потратить полтора года».

По словам Александра, с ростом курса доллара подорожали и комплектующие для колясок. Цены на продукцию выросли, спрос упал, и барановичскому предприятию ничего не оставалось, как свернуть производство.

Раз уж первопроходцы, которые уже попробовали импортозамещение с нуля на вкус, не смогли преодолеть возникшие сложности, то какая судьба может ждать дорогостоящий проект – завод по производству подгузников? О строительстве такого завода объявлялось еще в 2010 году. Тогда говорилось, что уже к концу 2011 наши дети будут носить отечественные подгузники. Однако планы эти так и остались на бумаге.

«Да, мы выступали с инициативой построить такой завод. У нас были планы, квалифицированные специалисты, которые разбираются в этом вопросе. Нужна была лишь помощь инвестора. Но желающих инвестировать такой проект не оказалось, пришлось отказаться от наших планов», – сообщил заместитель директора СП «МИЗ «Медбелрос» Олег Левчик.

Сейчас памперсы пытается «примерить» другая, могилевская фирма с иностранным капиталом. Руководство уже объявило о том, что в строительство завода вложено около 4 млн евро, обозначило сроки запуска производства и объем выпускаемой продукции. Сбудутся ли эти планы и прогнозы, говорить рано.

Горожане готовы покупать белорусские турки

Что бы ни говорили промышленники, последнее слово остается за покупателями. А вот они, как показали наши опросы, отказываться от импортного в пользу белорусского пока не совсем готовы.

«Если все эти товары не будут уступать по качеству импортным аналогам, я согласна покупать их все. Здесь ведь дело не в том, что люди не хотят покупать белорусское, а в том, что качество их оставляет желать лучшего», – отметила в ходе опроса Intex-press Елена.
«У нас могут сделать только турки для кофе, и то их себестоимость будет больше, чем цена в магазине китайского аналога», – высказал свое мнение Антон.

Соответствие цены и качества – вот чем, по мнению горожан, могут привлечь белорусские продукты покупателей. Что же мы видим на деле? Стоит чайник известной «бюджетной» зарубежной фирмы, а рядом – отечественный… по такой же цене. Или компактный импортный пылесос за 490 тысяч и рядом примерно с такими же характеристиками наш за… 720 тысяч. Возможно, наша продукция ничем не хуже, а может, даже и лучше, но… Если цена всего на пару тысяч ниже, а иногда, наоборот, вдвое выше, чем у импортного продукта, а сам товар без году неделя на рынке, чему отдаст предпочтение обыватель?

РЕКЛАМА

Комментарий специалиста

Леонид Заико, экономист:

– Никакие программы импортозамещения Беларуси не нужны. Такой механический, административный путь никуда не приведет. Импортозамещение должно идти автоматически, его должен делать сам рынок. А у нас доходит до абсурда. Сейчас минский завод стал делать мухобойки. Я согласен, с мухами нужно бороться, но не целым заводом. С таким производством справился бы один предприниматель. И как только мы начнем отдавать землю, цеха нашему бизнесу, он начнет производить то, что нам необходимо.
Да и если каждая страна станет заниматься импортозамещением, мировая торговля остановится.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up