Автор: Людмила ПРОКОПОВА

11:42, 30 декабря 2011

Общество

remove_red_eye 92

Завернули в суд

Впервые покупатель отсудил у магазина бесплатную упаковку на  продукты.   Предприятие торговли выплатило гостю из Минска 20 тысяч рублей моральной компенсации. «IP» посмотрела, вызвал ли иск столичного покупателя реакцию в других магазинах и стало ли в нашей торговле больше бесплатной упаковки.

Житель столицы обратился в суд Барановичского района и г. Барановичи с иском о компенсации морального вреда в сумме 40 тысяч рублей за то, что в местном магазине не завернули покупку в бесплатную упаковку по его требованию. Такое дело барановичский суд рассматривал впервые и 12 декабря обязал выплатить магазин 20 тысяч. Продавца за оплошность лишили премии в 60 тысяч рублей.

Про бесплатную упаковку… забыли

Сарафанное радио среди продавцов, оказалось, работает плохо. В первом магазине при вопросе о бесплатной упаковке в глазах продавца промелькнула целая гамма чувств – от удивления до сомнения в состоянии моего рассудка: «У нас нет бесплатной упаковки, и никогда не было, – с расстановкой ответила девушка, и на вопрос, во что же погрузить квашеную капусту или завернуть сосиски, степенно перечислила платные возможности.

РЕКЛАМА

– Есть 50-рублевые пакеты. Если хотите, есть за 190 рублей. Но бесплатных нет. Почему? Я не знаю. Я продавец. Спросите у администратора».

Уверенность, с которой ко мне приблизилась статная девушка-администратор, обнадежила меня. Но враз рассеялась: «Я впервые об этом слышу от вас, – разочаровала меня девушка. – Где вы вообще видели у нас бесплатную упаковку? Даже на рынке и то дерут втридорога!» На предложение вместе полистать правила торговли в магазине отказались, ссылаясь на отсутствие начальства. Ситуация повторилась и в магазинах в центре города, и в спальных районах. Причем доходило до казусов:   пакеты отличались в цене в трех отделах одного и того же магазина! Цены шли по нарастающей от входа в глубь торгового зала – сначала 80 рублей, потом 120 и, наконец, 230 рублей.

В следующем большом и светлом торговом центре пакеты в рулонах лежали без ценников: «Ну, нет ценников, но это не значит, что они бесплатные, – протянула продавец. – На кассе цену узнаете». Бесплатную упаковку тут тоже посчитали излишней роскошью: «Вы что? Мы платные получаем подотчетно, а вы о бесплатных говорите…» И на просьбу завернуть сухофрукты в бесплатную упаковку отказали категорически: «Можете написать в Книгу замечаний и предложений. Вам ответят».

Соломоново решение высказала вышедшая заведующая: «А вы в свой пакетик взвесьте – вот вам и даром». Участи платных пакетов, из которых перекочевали купленные сухофрукты, не позавидуешь. Продавец обошлась с ними не очень экономно – разорвала и выкинула.

Я вам его бесплатно подарю!

Переменчивый бог торговли Гермес смилостивился надо мной в следующем торговом объекте. Правда, пришлось покорпеть. Продавец при первом же слове «бесплатная» сделала непроницаемое лицо, потом, пригласив коллегу, вместе с ней удивлялась моему странному желанию завернуть полбуханки хлеба в бесплатную упаковку, затем предложила выяснить вопрос у отсутствующего директора и, наконец (о, чудо), сбыла меня в колбасный отдел.

Там улыбающаяся продавщица быстро завернула мои полкирпичика в целлофановую пленку, приговаривая: «А у меня, наоборот, некоторые требуют в пакет положить, говорят, сто рублей – разве это деньги?» Деньги это или не деньги, но скидку же пенсионерам в 150 рублей в этом же магазине посчитали деньгами. А если предположить, что все покупатели берут платный пакет, то за месяц как раз наберется на зарплату уборщицы.

Неординарную реакцию вызвал вопрос у продавца в следующем магазине: «Бесплатная упаковка? – сотрудница всплеснула руками. – Да вы посмотрите, времена какие настали! Кризис! А вы что-то бесплатно хотите». То, что предоставление бесплатной упаковки входит в обязанности продавца, женщину не смутило: «Ну, вы скажете – продавец обязан, продавец может дать, а может и нет. У нас когда-то была бесплатная упаковка. Но сейчас ее нет. Только для творога есть. Такие маленькие пакетики.

Вон в колбасном отделе лежат. Просите». Расспросы о судьбе исчезнувшей бесплатной упаковки для остальных товаров работника магазина немножко рассердили: «Чем вас пакет за 80 рублей не устраивает? Если это принципиально, я вам его бесплатно подарю! Сама за него заплачу…»

А на рынке, который недобрым словом в части обертки поминали почти все продавцы в магазинах, был рай для беспакетных покупателей. «У нас пакеты бесплатные, – пристыдили меня в рыбном павильоне, когда я, уже ни на что не надеясь, вытянула из сумки свалявшийся пакет. – Как почему? Надо же покупателей сервисом привлекать». И без просьб и обид мне вручили искомое – товар в бесплатной упаковке.

Две стороны

Дина Богуш, заведующая магазином «Дружба»:

– Ситуация развивалась очень быстро, буквально 2 секунды. Покупатель попросил упаковать колбасу в упаковку. Ее не оказалось под рукой продавца: дело было утром, и она не успела подготовить свое рабочее место. И девушка предложила купить 20-рублевый пакетик. Покупателя это не устроило, и он потребовал Книгу замечаний и предложений. Согласна, его права были нарушены. Но то, что он обратился в суд, для нас было неожиданно.

Сергей Медведев, директор частной фирмы, житель Минска:

– Этот случай – не редкость в нашей торговле. В некоторых торговых объектах за прилавком стоят не профессионалы, а любители, не знающие законодательства. Отсюда и такие инциденты. Если бы у меня не было юридического образования, такие просчеты торговых работников (а их я замечал немало) больно били бы меня по карману.

Я попросил завернуть мои покупки в бесплатную упаковку – это законное требование, но мне сказали, что ее нет. Продавец пригласила и старшего продавца, и заведующую. И они подтвердили, что бесплатной упаковки нет. Мне пришлось воспользоваться Книгой замечаний и предложений. Предприятие торговли отказалось возместить моральный ущерб без судебного решения, и я обратился в суд. Мне это ничего не стоило. Удивило отношение торговых работников к этой истории. Вместо того, чтобы решить вопрос на месте, магазин предпочел решать дело через суд – платить госпошлину в сто тысяч рублей, лишать продавца премии, выплачивать мне моральную компенсацию.

В столичных магазинах заведующие исправляют оплошность продавцов на месте, извиняются. Правда, в одном магазине ситуация повторилась три раза с разными продавцами, но после пары замечаний все встало на свои места.

РЕКЛАМА

Комментарий специалиста

Александр Савчук, юрист Общественного объединения «Барановичская городская организация защиты прав потребителей»:

– Согласно Правилам осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, в магазине обязаны предоставить бесплатную упаковку. Это может быть или бумага, или упаковочная пленка, или что-то другое. В соответствии с Правилами  покупатель может потребовать пересыпать, переложить сыпучие продукты, овощи в свой пакет или в бесплатную упаковку, если эта упаковка его устроит. Это норма.

Если магазин отказывается предоставить бесплатную упаковку, покупатель может оставить замечание в Книге замечаний и предложений. В таком случае магазин обязан провести проверку и исправить положение – приобрести упаковочную пленку, лишить премии продавца, если дошло до конфликтной ситуации.

В общество потребителей порой обращаются покупатели с вопросами – можно ли покупать продукты без платной упаковки, можно ли перекладывать в свою упаковку. Один  покупатель дошел до суда и отсудил за пакетик 20 тысяч рублей. Но я таких покупателей не поддерживаю. Меня устраивают и платные пакеты.

Выписка из Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных Постановлением Совмина РБ от 7 апреля 2004 г. № 384.

Глава 1 п. 25. Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.

Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также условиям доставки товара устанавливаются техническими нормативными правовыми актами. Товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в одноразовые упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, коробки, стаканы и другие), использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, без герметичной упаковки. По требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up