Автор: Наталья СОЛОМЯНКО

13:03, 4 ноября 2011

Общество

remove_red_eye 123

Мамина школа. Белая ворона или кудрявый еж

От насмешек одноклассников в школе не застрахован практически никто. А если ребенок чем-либо отличается от остальных, не важно, в положительную или отрицательную сторону, шансы стать «белой вороной» увеличиваются во много раз.

Физику списали, а погулять не взяли

Света с детства была очень хорошей девочкой: родители не могли нарадоваться на смышленого ребенка, воспитатели в саду хвалили малышку за сообразительность. В школе Света тоже училась хорошо, все схватывала на лету, в классе была лидером.

В седьмом классе Света вдруг изменилась: стала часто грустить, плакать, казалось, без причины, хоть училась по-прежнему «на отлично».
Одноклассницы уже начали в то время ходить на дискотеки, активно пользоваться косметикой, некоторые даже встречались с мальчиками, и худенькая нескладная Света на их фоне была просто ребенком, «серой мышкой», и брать ее с собой в свои недетские компании они не хотели, стеснялись, наверное.

РЕКЛАМА

«Никому из них, особенно своей лучшей подруге, я не могла отказать в просьбе списать задания по физике или математике, наверное, просто не могла проявить характер и сказать «нет», –  рассказывает теперь уже взрослая Светлана. – Но так больно потом было слушать их рассказы о походах на дискотеки, куда они меня даже не звали, и я плакала от обиды чуть ли не каждый день».

Закончилась эта история просто: класс расформировали, и у Светы появились новые одноклассники, с которыми она быстро подружилась. И хоть учились они вместе всего один год, почти со всеми она общается до сих пор. А с прежними одноклассниками теперь даже не всегда здоровается при встрече.

Как юному лирику футболистом стать

Маленький Виталик очень часто болел, и мама решила не отдавать его в детский сад. «Я думала, зачем лишний раз подвергать ребенка простудам, без которых пребывание в детском саду невозможно», – рассказывает мама мальчика Елена.

Виталик действительно не болел, а только радовал родителей очередным выученным вместе с бабушкой стихотворением.
Потом мальчик пошел в школу, и тут началось: каждый день слезы и истерики. «Сын плакал и под любым предлогом старался остаться дома, говорил, что в школе все смеются над ним и дразнят», – вспоминает Елена.

У Виталика не было друзей, никто никогда не приглашал его на дни рождения и не приходил в гости к нему. Как только ему удавалось более или менее наладить отношения с одноклассниками, подводил слабый, сформированный бабушкой в тепличных условиях иммунитет, и Виталик сидел дома из-за болезни. Потом снова приходил в класс к ребятам, которые уже успевали от него отвыкнуть, и все начиналось заново.

Играть во двор с ребятами мальчик не ходил, говорил, что ему неинтересно. На самом деле оказалось, что просто бабушка хоть и разучивала с ним стихи и котят рисовала, но в футбол играть не научила. Вот мальчишки и смеялись над ним.

Родители не остались в стороне от проблем сына, каждый вечер папа ходил с мальчиком на стадион, где Виталик учился забивать свои первые голы. А мама накануне дня рождения сына сама пришла в школу и пригласила ребят к Виталику в гости.
«Постепенно большими усилиями нам удалось помочь сыну стать своим в коллективе, – говорит Елена. – Но если бы можно было вернуть время, я бы не лишала его детского сада. Ведь именно из-за этого у него потом и были проблемы с общением».

Родители «белой вороны», не будьте «страусами»

Проблемы детей – это прежде всего головная боль для их родителей. Некоторые же мамы и папы ограничивают заботу о своем ребенке только одним вопросом: «Как дела в школе? Нормально? Ну и хорошо!». Многие из них догадываюся, что все не так уж и хорошо на самом деле, но упорно не желают придавать этому значения, ведь так проще. Для начала следует откровенно поговорить с ребенком, внимательно выслушать его и постараться добиться, чтобы его рассказ был максимально правдивым. Кроме этого, важно внимательно проанализировать свои методы воспитания и постараться не давить сильно на ребенка, не упрекать и не наказывать за малейшую провинность. Ведь такое подчиненное положение в семье может сформировать у него заниженную самооценку, из-за чего он не сможет ни с кем подружиться, а одногодки не захотят общаться с ним.
На день рождения ребенка надо приглашать не только взрослых родственников, но и приятелей именинника.

У родителей появится возможность понаблюдать за поведением друзей ребенка и понять, какое влияние они на него оказывают. Ни в коем случае нельзя оберегать ребенка от общения со сверстниками из страха, что его отвергнут или будут обижать. Нужно помочь ему найти свой круг общения, записать в кружок или секцию, пусть поначалу у него там будет один-два приятеля, но зато их будут объединять общие интересы. Ввести отверженного в коллектив может также и авторитетный взрослый.

Практика показывает, что достаточно нескольких совместных занятий, во время которых взрослый вслух замечает положительные черты в ребенке-изгое, чтобы дети постепенно приняли того в свой круг. Если же ничего не меняется и дети по-прежнему не принимают ребенка в свой коллектив, продолжают жестоко издеваться над ним, стоит обратиться к специалисту-психологу, перевести ребенка в другой класс или даже сменить школу, чтобы и дальше не травмировать его психику.

Благодарим за помощь в подготовке материала детского психолога Людмилу Ярошук.

Почему ребенок  может стать «белой вороной»:

– в семье принято постоянно противопоставлять себя другим: мы лучше, хуже, правильнее, беднее, богаче, умнее;

– семья живет замкнуто;

– критиковать окружающих – это привычный способ общения между взрослыми;

РЕКЛАМА

– ребенка принято сравнивать со сверстниками;

– ребенок становится для родителей средством самоутверждения;

– в семье преобладают крайности в методах воспитания;

– малыш ограничен в общении со сверстниками и преимущественно довольствуется компанией взрослых.

Признаки того, что у ребенка проблемы в коллективе:

– ребенок неохотно ходит в школу и изобретает любой предлог, чтобы пропустить занятия;

– возвращается из школы расстроенным;

– мало и неохотно говорит о школьной жизни;

– часто плачет без причин;

– не рассказывает о своих друзьях;

– не разговаривает с ними по телефону;

– ребенка никогда не приглашают на дни рождения и другие вечеринки;

– он никого не хочет позвать в гости к себе.

Как родители могут помочь ребенку, которого не принимают в детском коллективе?

Алеся Денисевич, в отпуске по уходу за ребенком:

– Ребенку нужно объяснять, как правильно себя вести в коллективе, чтобы дети его приняли. Иногда самостоятельно сложно справиться с этой проблемой, тогда нужно побеседовать с психологом.

Оксана Анатольевна, сотрудник госархива:

– Если бы моего ребенка обижали в школе, я бы сходила туда и поговорила с учителями, попросила бы внимательнее следить за детьми. Обязательно встретилась бы и поговорила с родителями обидчиков.

Людмила Михайловна, в  отпуске по уходу за ребенком:

– Нужно чаще беседовать с детьми, быть в курсе их неприятностей. Чтобы решать подобного рода проблемы, в каждой школе есть психологи, к ним  нужно обращаться за помощью.

Олег, энергетик:

– Часто детей игнорируют из-за того, что они сильно выделяются. Им надо объяснить, что все равно нельзя терять свою индивидуальность. Если ребенок сам  виноват, что с ним не хотят дружить, родители должны научить, как этого избежать.

Вячеслав, военнослужащий:

– Дети сами должны решать   проблемы. Родителям нужно вмешаться, если ребят бьют или издеваются над ними.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up