Автор: Инна ГОНЧАР

12:54, 27 октября 2011

Общество

remove_red_eye 105

Вокруг земли объехал 37 раз

«Иногда в поездке что-то идет не так, не раз подумаешь: все, это в последний раз, больше не поеду, хватит, наездился, а когда приедешь домой, пройдет неделя, и все – ни о чем, кроме поездки, думать не хочется».

Об особенностях  работы дальнобойщиков   накануне Дня автомобилиста и дорожника, который в этом году отмечается 30 октября, рассказал водитель-международник Сергей, управляющий многотонной машиной более 15 лет.

«История болезни»

По признанию Сергея, водителем он мечтал стать с раннего детства. «Мой отец был водителем грузовика и не раз катал меня на своей машине, – с улыбкой вспоминает мужчина. – Я всегда с восторгом наблюдал, как он справляется с такой большой техникой, и мечтал, что, когда вырасту, тоже сяду за баранку и смогу объехать весь мир».

РЕКЛАМА

Окончив техникум и отслужив в армии, Сергей устроился работать на одно из предприятий города, вскоре у него появилась семья.
«Когда у меня родилась дочка, захотелось побольше зарабатывать, поэтому я стал искать более денежную работу, ведь в девяностых прожить на зарплату в 30–40 долларов, которую тогда получали на предприятиях, было нелегко, да к тому же от своей мечты стать водителем и объехать весь мир я не отказался, – рассказал он. – Через некоторое время мне повезло, видно, сама судьба меня привела в нужное место и к нужным людям, и я устроился водителем фуры».

Поначалу работать Сергею было тяжело, пришлось обучаться всяким тонкостям: приемке грузов, оформлению документации, нелегко было  расставаться и с семьей. «Однажды в рейсе я провел около месяца. За это время моя годовалая дочка меня забыла, а когда я приехал, пряталась от меня», – вспоминает мужчина.

Трасса как образ жизни

По мнению Сергея, дальнобойщики больны дорогой. «В рейсе проходит большая часть жизни, и, согласитесь, что только увлеченные люди смогут променять обычную, нормальную жизнь на кочевую», – сказал мужчина.

На работу многие дальнобойщики жалуются: и постоянные разъезды, и нервное напряжение, и родных не получается видеть часто, но признаются: менять это занятие не хотят. «Иногда в поездке что-то идет не так, не раз подумаешь: все, это в последний раз, больше не поеду, хватит, наездился, а когда приедешь домой, пройдет неделя, и все – ни о чем, кроме поездки, думать не хочется. Тому человеку, который хотя бы раз почувствовал, что такое дорога, и понял ее, к оседлому образу жизни привыкать нелегко. Трасса для меня – это и образ жизни, и одновременно, как бы цинично ни прозвучало, – образ смерти, ведь никогда нет стопроцентной уверенности в том, что рейс не станет последним, – говорит Сергей. –  Но тем не менее  я считаю, что дальнобойщики – это элита водителей. Даже бытует мнение, что водители-международники из Беларуси более высокого класса, нежели водители Польши, Литвы и Латвии».

Сегодня здесь, а завтра там

География поездок у водителей-международников, как правило, обширна. И сами водители говорят, что постоянные путешествия – главный плюс их работы.

«Когда бы я еще посмотрел всю Европу? А так езжу постоянно, с людьми общаюсь, а мне за это еще деньги платят, – рассказывает Сергей. – Да и сколько интересного наблюдаешь в поездке. Только представьте: один пейзаж сменяет другой, меняется погода, время суток, едешь по одной трассе – одна страна, потом другая, а какие резкие контрасты порой замечаешь: где-то нищета, где-то достаток и благополучие».

По признанию Сергея, есть, правда, те направления, по которым дальнобойщики не любят ездить. «Зимой до Омска или Новосибирска проехать очень проблематично, а вот на поездки в Европу или по южным направлениям соглашаются куда охотнее, – рассказал мужчина. – Сложно работать в военных зонах. Однажды пришлось быть в Махачкале (Дагестан), нас тогда окружили автоматчики и не выпускали из машин, но все, к счастью, закончилось благополучно».

Несколько слов о романтике

«Многие считают профессию дальнобойщика романтической: о ней пишут песни, снимают сериалы, многие мальчишки мечтают посидеть за рулем большой машины, когда вырастут, но на самом деле это изматывающая и очень тяжелая работа, которая не каждому по плечу, – утверждает мужчина. – В нашей работе надо быть и водителем, и менеджером, и психологом, и бухгалтером».

По мнению Сергея, главное в работе дальнобойщика – чтобы груз был доставлен без проблем. «Только представьте, какая ответственность ложится на водителей-дальнобойщиков, думаю, не каждый решился бы отправиться в чужую страну с грузом, который стоит во много раз больше, чем его квартира, – рассказал мужчина. – Это только в сериале «Дальнобойщики» с  героями постоянно происходят нереальные истории, а в жизни водители стараются их обходить, никто не хочет рисковать ни машиной, ни грузом. Но дорога все же непредсказуема. И хотя сейчас не лихие девяностые, когда постоянно приходилось платить дорожным рэкетирам, бывает, что подобные случаи происходят. Коллеги рассказывают, что в российских глубинках могут встретиться группы ребят с битами, которые пытаются выяснить у водителей-международников «чей груз?» и «куда везешь?». Вот тут-то и нужны стальные нервы и армейская выдержка, главное – правильно оценить  обстановку, иначе можно нажить неприятности».

О водительской этике и машине

Особое у дальнобойщиков отношение к машинам: ведь это их дом. «Не зря говорят, как ты относишься к машине, так и она относится к тебе. Если у тебя в салоне грязно, неаккуратно, то машина постоянно выходит из строя, – с улыбкой рассказывает Сергей. – А если в салоне чистота и порядок, то с машиной полная идиллия: любовь и взаимопонимание. И вообще, мне понравилось, как один коллега сказал, что его фура – девушка с характером пантеры».

По словам Сергея, у водителей-дальнобойщиков есть своеобразная субкультура и чувство взаимопомощи. Если, например, что-то случилось с машиной, другой водитель, скорее всего, остановится и окажет посильную помощь, если у него есть такая возможность. По водительскому этикету принято передавать сообщения о каких-то происшествиях на дороге. Кроме того, если на таможне приходится долго стоять, один из водителей может занять очередь для своих коллег.

«А вообще, взаимовыручка необходима для дальнобойщиков. Всегда важно помочь друг другу, если на трассе ломается машина, поделиться, если нужно,  едой или одолжить денег, – сказал Сергей. – В этой профессии важно быть общительным, работать с желанием и душой. Чтобы чувствовать себя безопасно на новых дорогах, нужно быть внимательным, уметь «читать» дорогу, а это настоящее искусство».

Кстати:

РЕКЛАМА

По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», возраст среднестатистического белорусского водителя-международника 40–50 лет, около 10% – пенсионного или предпенсионного возраста. В мире средний возраст водителей-международников «моложе» – 30–35 лет.

В среднем за один рейс приходится проезжать по 6–7 тысяч километров: за 15 лет работы около полутора миллионов километров. Этого хватит, чтобы 37 раз обогнуть земной шар (окружность земли по экватору составляет  40 тысяч километров).

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up