Новости / Культура

Пилотаж и гонка в небе над Барановичами

15.09.2011, 15:51 / remove_red_eye 252 / chat_bubble

Авиамоделизм стал воплощением страсти человека взмыть в небо. В детстве многие пробуют конструировать летательные аппараты: от примитивных воздушных змеев до вполне приличных планеров. Некоторые и повзрослев не изменяют своей любви к небу, правда, теперь в их арсенале появляются далеко не игрушки.

Разнообразный и прекрасный

Авиамоделизм разнообразен. Радиоуправляемые модели самолетов являются, наверное, самыми интересными. В нашей стране они стали доступны сравнительно недавно. Кроме них, существуют кордовые (связанные с человеком специальной леской или тросиком) и свободнолетающие модели. Есть специальный класс «танцующих моделей» для выполнения программы авиафристайла. Выступление тут происходит под музыкальное сопровождение. Пилоту важно создать программу со своим ритмом, чтобы она вписывалась в музыку.
Создаются уменьшенные   копии самолетов, где все элементы вплоть до заклепок соответствуют настоящим прототипам. В них открываются кабина и люки, выпускаются шасси, и при этом они так же летают.

Барановичские моделисты собираются практически каждое воскресенье на поле недалеко от города, где специально для этого есть обкошенная взлетная полоса размером 20 на 80 метров. Привозят на машинах свои модели, собирают их, выполняют несколько тренировочных полетов, делятся своими проблемами и радостями, советуются и помогают друг другу.

РЕКЛАМА

В Барановичах авиамоделизмом занимается около десятка человек. Это кажется мало, но по соотношению авиамоделистов к численности населения наш город обгоняет Минск. Правда, в нашем городе развиваются только два направления – пилотажные и гоночные модели самолетов.

Гонщики

Барановичские радиогонщики Сергей Михайлов и Александр Бородич

Барановичские радиогонщики Сергей Михайлов и Александр Бородич

В Барановичах только Сергей Михайлов и Александр Бородич участвуют в радиогонке. «Три радиоуправляемых самолета соревнуются в скорости по треугольной базе, – объясняет Александр Бородич принцип гонки. – База – это три вышки, вокруг которых летают самолеты, а побеждает тот, кто быстрее пролетит 4 километра». В радиогонке участвует экипаж из двух человек – пилот и механик.

Один управляет самолетом, а другой запускает двигатель, выполняет функцию штурмана, указывает пилоту как лететь. Из-за очень большой скорости пилот на дальних вышках сам просто не успевает отслеживать модель – пролетела она или нет. «Чтобы нормально выступать на соревнованиях, приходится очень часто тренироваться, – говорит Сергей Михайлов. – Во время тренировок нам помогают моя жена Светлана и еще один товарищ. Они засекают время, следят за самолетами».

На республиканских соревнованиях по радиоуправляемым моделям барановичские радиогонщики в этом году уже заняли третье место.
Сергей Михайлов – единственный в городе авиамоделист, который в реальной жизни также связан с небом. Он военный летчик. Летает на настоящем МиГ-29. «Между реальным самолетом и авиамоделью нет ничего общего, кроме того, что оба летают, – говорит Михайлов. – Управление у моделей абсолютно другое». Летчик занимается авиамоделизмом с детства. После военного училища он вновь взялся мастерить модели, и это, по его словам, затянуло. Коллеги-летчики относятся к увлечению Сергея Михайлова с интересом, но присоединиться не спешат – дорогое удовольствие.

«Изготовление одного планера без двигателя обходится около 100 долларов. Если его покупать, то выходит еще дороже от 150 до 1000 долларов, –  объясняет «механик экипажа» Александр Бородич. – Плюс запчасти, топливо, двигатель самый дешевый от 100 до 250 евро». У Михайлова, по его признанию, аппаратура, которая  управляет моделью, стоит 700 евро.

Спортсмены-авиамоделисты готовятся к летному сезону на протяжении зимы. «К весне мы успеваем изготовить 2-3 модели, – признаются барановичские гонщики. – Радиогонка – это динамичное, скоростное соревнование, единственным недостатком которого является большая вероятность разбить модель. Мы за этот сезон, к сожалению, повредили все свои модели». Сейчас гонщики заняты изготовлением нового самолета. «Кто-то скажет, что это затратно, но без нашего хобби мы не мыслим своей жизни», – объясняет Михайлов.

Пилотажники

Александр Лукьянчик, один из старейших барановичских авиамоделистов

Александр Лукьянчик, один из старейших барановичских авиамоделистов

Людей, увлеченных пилотажем, в Барановичах больше, чем гонщиков. Как объясняет один из старейших барановичских авиамоделистов Александр Лукьянчик, в пилотаже, в отличие от гонок, участвует один человек. Тут главное не скорость, а качество и геометрическая правильность выполнения фигур.

РЕКЛАМА

«Пилотажные модели могут совершать элементы, которые недоступны для настоящих самолетов, – считает Александр Лукьянчик. – Настоящие машины огромные и с большой нагрузкой на крыло, а наши модели могут делать в воздухе головокружительные и экстремальные элементы».

На соревнованиях в пилотаже необходимый комплекс фигур выполняется за ограниченное время – примерно 8 минут. Комплекс состоит из примерно 20 элементов. Каждые два года на соревнованиях выполняемые фигуры меняются.

Для успешного участия  даже в областных соревнованиях  надо много тренироваться. По словам Александра Лукьянчика, он выполняет 300 тренировочных вылетов за сезон. Кроме этого, следует иметь хорошие летательные аппараты. «На соревнованиях спортсмену разрешено использовать две модели, – объясняет он. – Зарубежные моделисты так и делают, малейшая заминка – и они могут взять другую идентичную модель. У большинства белорусских моделистов-пилотажников по финансовым причинам есть только одна модель».

По мнению Александра Лукьянчика, сейчас радиомоделизм стал более доступным. «В 70-х годах ХХ века аппаратура для радиоуправления была одна на весь город, – вспоминает он. – На сегодняшний день это может себе позволить любой. Если кто-то хочет побаловаться или попробовать, он может купить аппаратуру для сборки и управления моделью за 20-50 долларов. Чтобы почувствовать себя более уверенно, придется пожертвовать 150-350 долларов за более надежную технику и т.д.». Есть заводские модели, которые стоят тысячи долларов.

Евгений Зарожный – трижды республиканский призер среди авиамоделистов-профессионалов.

Евгений Зарожный – трижды республиканский призер среди авиамоделистов-профессионалов.

В Беларуси почти все модели чемпионатного класса – самодельные. Однако они ничем  не уступают европейским аналогам. Можно купить и готовую заводскую модель из Китая, но она хуже по качеству, быстро ломается и требует доработки. Самодельная пилотажная модель при бережной эксплуатации прослужит хозяину годы и,  скорее, устареет по техническим характеристикам.

Барановичские авиамоделисты-пилотажники успешно выступают со своими моделями на различных чемпионатах и соревнованиях. Так, Сергей Остапчик неоднократно занимал первые места в республике среди любителей. Евгений Зарожный – трижды республиканский призер среди профессионалов. Александр Лукьянчик представлял Беларусь на двух этапах кубка мира – в Москве и Киеве. Сейчас барановичские моделисты собираются на ежегодные соревнования в Гомель, куда приезжают представители России и Украины. Там же будет происходить и закрытие сезона-2011.

Сергей Остапчик неоднократно занимал первые места в республике среди авиамоделистов-любителей.

Сергей Остапчик неоднократно занимал первые места в республике среди авиамоделистов-любителей.

Казалось бы, что это хобби отнимает много времени и средств, но, по словам Александра Лукьянчика, родные спокойно относятся к их увлечению, потому что каждый моделист состоялся как мужчина и может выполнять в доме практически любую работу. «Мы знаем, как пользоваться инструментом, как обрабатывать дерево, металл, как строить, клеить, – считает Александр Лукьянчик. – Хотя кому-то наше хобби может показаться только лишней тратой времени и денег. Им никогда не понять того чувства азарта и душевного подъема, которое испытываешь, управляя своим маленьким самолетом. Не все в мире измеряется деньгами».

Дети и небо

Чтобы как-то популяризировать свое хобби, Александр Лукьянчик и Александр Бородич, ведут кружок авиамоделизма во Дворце детского  творчества. «Набираем человек 20, к концу года остаются пять самых целеустремленных, – рассказывает Александр Бородич. – Приходит очень много детей. К сожалению, всех взять не можем. Выделяемых государством средств не хватает даже на простые модели, один двигатель которых стоит миллион рублей». Посильную помощь здесь оказывает Барановичское ДОСААФ. По словам Александра Лукьянчика, они не могут принять всех желающих еще и потому, что физически преподаватель не в состоянии заниматься более чем с 20 детьми, т.к. каждому ученику нужно показать, чем-то помочь, проследить за ходом создания модели.

Обучение рассчитано на 2-3 года. За это время ребенок получает основные знания по материалам, по технологии обработки, по первоначальным навыкам пилотирования моделей. Дети изготавливают целую линейку моделей, с которыми участвуют на соревнованиях. В кружке учат ребенка работать с деревом, металлом. Поступая впоследствии на техническую специальность, юный авиамоделист уже имеет набор знаний, который пригодится в учебе в техникуме или институте, считают руководители кружка.

«Детей, которые занимаются в кружке, мы возим на взрослые областные и республиканские соревнования, – делится Александр Лукьянчик. – Чтобы они развивались, чтобы могли посмотреть, какие есть модели и к чему надо стремиться. Пока мы такие одержимые – будем поддерживать развитие этого детского творчества».

В США моделистов – как у нас рыбаков

Во времена СССР тысячи людей изготавливали и запускали свои модели. В то время молодые люди, занимающиеся моделизмом, могли вне конкурса поступить в Московский авиационный институт. В летных военных училищах для них также были льготы при зачислении. «Авиамоделист приходил в ВУЗ практически наполовину подготовленным, – объясняет Александр Лукьянчик. – Он уже знал, из чего состоит самолет, почему летает и что для этого надо делать».

Сегодня моделисты предоставлены сами себе. В Беларуси сейчас только несколько сотен человек активно увлекаются этим хобби. По словам Михайлова, в США авиамоделями занимаются сотни тысяч. «Там моделистов, как у нас рыбаков, есть множество специально оборудованных площадок, – рассказывает Сергей Михайлов. – В США есть даже аэромодельная академия! Практически каждые выходные в каком-то крупном городе проходят соревнования».

Барановичские авиамоделисты надеются, что красочность и привлекательность этого вида спорта вместе с новыми более доступными технологиями в скором времени приведет к увеличению количества белорусских любителей радиоуправляемых моделей самолетов.

Поделиться:
Читать также
Культура camera_alt

Барановичи в Instagram. Концерт Славы

16 часов назад remove_red_eye 2548
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up