Автор: Наталья СЕМЕНОВИЧ

10:48, 12 августа 2011

Общество

remove_red_eye 416

Мамина школа. Идем в первый класс

Август с открывшимися школьными базарами напомнил ребятне и их родителям, что 1 сентября уже не за горами. А это значит, что пришло время не только материально собраться в школу, но и подумать о подготовке ребенка, особенно первоклассника, к новой жизни. Ведь школа – это не только новые впечатления, друзья и первая учительница, а еще и целый ворох проблем. О том, как подготовить будущего первоклассника к школьной жизни, «Intex-press» попросила рассказать заведующую отделением педиатрии УЗ «Барановичская детская поликлиника» Ларису Кислач и частного психолога высшей категории Марину Глушакову.

В рабочем режиме

Последний месяц лета родителям первоклассников необходимо «перевести» своих детей на рабочий режим – тот, по которому им предстоит жить весь учебный год.

Если вы не хотите каждое утро слышать просьбы типа: «Мамочка, ну еще 5 минуток…» или «А можно я сегодня не пойду в школу», в первую очередь, надо подготовить любимое чадо к ранним просыпаниям. Рассчитайте примерно, сколько времени займет утренний подъем, завтрак, одевание, дорога в школу, и уже с сегодняшнего дня начинайте будить малыша в это время. Конечно же, получится это не сразу, но к 1 сентября ребенок привыкнет просыпаться рано, и не будет с тоскливым  и сонным видом стоять на линейке.

РЕКЛАМА

Вполне закономерно, что ранний подъем требует и раннего отхода ко сну – около 21.00. В идеале ребенку необходимо 9-10 часов сна. И обязателен «тихий час» днем.

Расскажите вашему чаду, что в школе у него будут занятия, когда он будет выполнять различные задания – учиться читать, писать, лепить, рисовать, и переменки – свободное время. Обязательно разъясните, что за 10-15 минут ему придется настроиться на новый предмет, достать необходимые принадлежности, сходить в уборную и т.д.

Первую половину дня посвящайте развивающим занятиям с ребенком. Это не обязательно должны быть чтение или счет. Вы можете обсудить с ним прочитанную книгу, разрисовать картинку, собрать мозаику. При этом не забывайте чередовать занятия с отдыхом. Вторую половину дня посвятите прогулкам, подвижным играм. В общем, все должно быть похоже на распорядок школьного дня.

Завтрак – обязательно!

Чтобы ребенка не мучил голод во время уроков, и он мог сосредоточиться на учебе, родители должны позаботиться о полноценном и рациональном питании своего первоклассника.

У ребенка 6-7 лет должно быть четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Интервалы между приемами пищи – не более 3-4 часов.

Главная проблема, с которой сталкивается, наверное, каждая мама, – малыш не желает завтракать. Однако ребенок обязательно должен утром поесть. Заставлять, конечно же, не нужно. Надо лишь, во-первых, будить ребенка пораньше, а не за 5 минут до завтрака, тогда ваше чадо успеет «нагулять» аппетит. А во-вторых, готовить то, что ему нравится: не любит он кашу (хотя это идеальное блюдо для завтрака), предложите мюсли, творог, йогурт и т.д.

Питание первоклассника должно быть сбалансированным. Поэтому непременным условием здоровья малыша должно быть наличие в его рационе всех необходимых витаминов и микроэлементов. Витамин B, способствующий улучшению мозговой деятельности, содержится в зелени, а также в черном хлебе. За зрение человека, а также за здоровье волос, кожи и ногтей отвечает витамин A, содержащийся в морковке. Не забывайте о молочных продуктах, которые являются источником кальция, а также овощах и фруктах.  За память человека отвечают фосфор и йод, содержащиеся в морепродуктах и рыбе. Поэтому эти продукты должны обязательно присутствовать на столе первоклассника.

Испытания коллективом

Знакомство и освоение в новом коллективе – всегда испытание, даже для взрослого. Что уж говорить о юных первооткрывателях школьной жизни. Максимально результативным вариантом для адаптации первоклассника в новом коллективе может стать его друг-одногодок из детского сада или из соседнего двора. Вдвоем легче знакомиться, дружить и учиться.

Если такого друга нет, развивайте у малыша чувство социальной принадлежности, учите его соблюдать установленные правила и уважать мнения и желания других детей.

Сделайте так, чтобы он как можно чаще знакомился с новыми детьми, ходил в гости и на детские праздники в другие семьи.
Обязательно познакомьте ребенка с его школой до наступления учебы. Зайдите с ним в школу, прогуляйтесь по двору, познакомьте с первой учительницей (если знаете, кто будет учить ваше чадо).

Поддержите и помогите

Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга – поведение.  И здесь от нас, взрослых, требуется особое внимание.

Прежде всего, любовь и одобрение достижений первоклассника, чтобы он чувствовал поддержку и был уверен: что-то не получилось сегодня – обязательно получится завтра! Достоинства вашего ребенка совсем не обязательно должны быть связаны со «звездными» достижениями или определяться тем, что он что-то делает отлично. Красивый рисунок или выученное наизусть стихотворение тоже является достижением и достойно вашей похвалы.

В период привыкания к школе в семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Спокойный, бесконфликтный климат  в семье – залог психологического здоровья вашего ребенка. Поймите, ему и так нелегко – он нервничает, переживает, и ваше спокойствие поможет ему настроиться на положительные эмоции.

Пожелания родителям будущих первоклассников

РЕКЛАМА

–  Создайте в семье атмосферу праздника по случаю значимого события в жизни ребенка, дайте ему почувствовать, что скоро произойдут большие перемены.

–  Организуйте рабочее место первоклассника так, чтобы оно ему нравилось.

–  Будьте искренне заинтересованы в школьных делах и заботах ребенка. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать.

–  Научите ребенка делиться своими радостями и проблемами.

Причины плохой успеваемости:

1.  Недостаточная подготовленность ребенка к школе, отсутствие внимания.

Следствие: ему трудно работать на уроке, он не запоминает и пропускает задания учителя.

2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, так как семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви.

Следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

3.  Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко.

Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, снижается уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших
(с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up