Автор: Алесь ГИЗУН Людмила ПРОКОПОВА

13:32, 28 июля 2011

Общество

remove_red_eye 213

По ту сторону прилавка

Продавцы и покупатели – люди по разные стороны баррикад. Но, тем не менее, они не могут существовать друг без друга. И тем, и другим сегодня одинаково трудно.

О том, каково в нынешнее время находиться по ту сторону прилавка, как изменились покупатели и покупательский спрос, накануне Дня работников торговли, который будет отмечаться 31 июля, «IP» спросила у барановичских продавцов.

Анастасия Курило: «Продавец должен быть психологом»  (продавец секции «Парфюмерия — косметика» КУТП «Дом торговли «Радуга»)

РЕКЛАМА

Анастасия Курило, продавец секции «Парфюмерия - косметика» КУТП «Дом торговли «Радуга»

Анастасия Курило, продавец секции «Парфюмерия — косметика» КУТП «Дом торговли «Радуга»

– Мне кажется, работать продавцом в наше время нетрудно. Только нужно быть подготовленным – хорошо знать ассортимент товаров и быть отчасти психологом, чтобы при необходимости помочь покупателю сделать правильный выбор. Для этого достаточно короткой беседы. Конечно, нужно учесть и возраст человека, внешний вид, чтобы понять, что ему предложить. Ведь у нас достаточно широкий ассортимент даже для покупателей со средними доходами: есть туалетная вода и по 10, и по 300 тысяч.

Во время недавнего ажиотажа, например, население активно скупало все, что подороже. Один покупатель скупил сразу все кремы, скрабы и тоники Garnier на общую сумму около 6 млн рублей. Наверное, люди боялись, что по новым ценам и без того дорогие импортные товары они вообще никогда не смогут себе позволить. Поэтому не жалели вкладывать деньги в косметику. Благо, сроки хранения наших товаров позволяют запастись впрок. Я, конечно, тоже знала, что импорт подорожает как минимум в два раза, поэтому также запаслась косметикой – года на два это точно.

Думаю, сейчас уже нет смысла скупать все подряд. Во-первых, цены уже поднялись. Во-вторых, мне кажется, сейчас их где-то станут даже снижать, поскольку в период ажиотажа, когда ситуация была нестабильной, многие продавцы перестраховывались и чрезмерно завысили цены.

Сегодня ажиотажный спрос спал. Правда, люди немного нервничают, беспокоятся, чтобы их товар не исчез с прилавков, порой возмущаются, увидев новые цены на товар… Конечно, мы стараемся их подбодрить, сказать, что отсутствующий товар в ближайшее время обязательно появится, а новые цены, к сожалению, не от нас зависят. Мы, наоборот, недавно снизили торговые надбавки, чтобы люди меньше почувствовали скачок цен.

Впрочем, несмотря на повышение цен, вкусы наших людей пока заметно не изменились, сегодня они не готовы жертвовать качеством товара ради  экономии средств. Если кто-то красил волосы хорошей краской за
11 тысяч рублей раньше, он пользуется ею и теперь, когда она стоит уже 26 тысяч. И я думаю, что не стоит экономить на красоте. Лучше сэкономить на продуктах питания, тем более, стройные формы нынче в моде. Я и сама следую этому примеру.

Людмила Каминская: «Мы не зарабатываем, мы выживаем» (продавец бакалейных товаров на рынке «Полесский»)

Людмила Каминская:,  продавец бакалейных товаров на рынке «Полесский

Людмила Каминская:, продавец бакалейных товаров на рынке «Полесский

– Сегодня продавцам нелегко. Цены выросли, зарплаты у людей остались маленькими, и покупательский спрос упал раза в 3 – 4. Теперь покупают самое дешевое и самое необходимое.

Может, когда-то профессию продавца и можно было назвать престижной, но только не сегодня. Нам все труднее становится получать прибыль. Мы уйму времени тратим, обзванивая фирмы и выискивая, где что есть подешевле. От некоторых товаров и вовсе пришлось отказаться. Например, мы совсем перестали закупать какао-напитки, отказались от кофе Jacobs, Jardin, закупочная цена на которые поднялась в два и более раза. Из марок натурального кофе теперь мы завозим только самый дешевый «Жокей», хотя и его цена за 250 г выросла с 7 до 21 тысячи. Самый популярный чай теперь –  бюджетная «Принцесса Гита». Сегодня мы распродаем последние запасы чаев Tess и Greenfield, и я не уверена, что впредь мы будем их заказывать. Пока еще эти товары спрашивают, но станут ли их покупать вдвое-втрое дороже – я не уверена. Большинство все же переходит на более дешевый товар.

Мои прогнозы не слишком радужные. Когда пару недель назад ситуация немного стабилизировалась, мы молились, чтобы на этом все и остановилось. Но неделю назад опять поднялись закупочные цены на подсолнечное масло. Посудите: если раньше пятилитровая бутыль по закупке стоила 30 тысяч с копейками, то сегодня – больше 70 тысяч рублей!
Чувствуется, что людей такая действительность все больше раздражает. Они стали придирчивее, практичнее и расчетливее. Сегодня это все больше бросается в глаза.

Заметно больше стало и тех, кто торгуется. Но лично меня ни на какие скидки сегодня уговорить невозможно. Что я могу уступить, если, к примеру, с пачки «Роллтона» я даже 100 рублей выручки не имею. В магазине «Роллтон» стоит 2 530 рублей, у меня –1 500. О каком заработке при такой цене можно говорить! Это скорее похоже на выживание, которое с каждым днем дается нам все тяжелее.

РЕКЛАМА

Зинаида Курманович: «Для продавцов настали не лучшие времена»  (продавец овощей и фруктов на кооперативном рынке)

Зинаида Курманович,  продавец овощей и фруктов на кооперативном рынке

Зинаида Курманович, продавец овощей и фруктов на кооперативном рынке

– Для продавцов сегодня настали не лучшие времена. Доходы покупателей упали, соответственно упал их спрос, от которого мы все напрямую зависим.  Мы вдвое меньше стали закупать всех фруктов и овощей, у нас ощутимо упала выручка. Если раньше за выходные дни мы продавали по 4 – 5 ящиков персиков, то сегодня – не больше двух! При этом по 4 кг персиков каждый день приходится выбрасывать. То есть, люди не раскупают даже это. Если раньше они брали по килограмму персиков, то сегодня обычно просят взвесить 1 – 2 штучки.

С арбузами и дынями – вообще катастрофа. Сравните: в прошлом году закупочная цена дыни составляла 4 500 рублей,  в этом – 12 500! И если в предыдущие сезоны мы ежедневно продавали дыни ящиками, то теперь – по одной-две в день. Что успеваем – съедаем с семьей, остальное – выбрасываем.

Экономическая напряженность сказывается и на людях. Покупатели стали более требовательными, даже грубыми. Взвешиваешь один банан на 1200 рублей – возмущаются, мол, дорого, заставляют перевешивать… И практически каждый торгуется и требует скидок. Иногда я могу уступить даже рублей 500, если вижу, что человек действительно нуждается. Но никто не пытается понять, что злоупотреблять этим продавец не может, тем более не может продавец моего профиля. Иначе просто разорится.

Профессия продавца – трудная, требующая огромного терпения, колоссальной сдержанности. Профессия абсолютно неблагодарная. В наш адрес каждый может сказать что угодно, мы же в ответ должны молчать. Нам приходится улыбаться своим клиентам, когда на нашем горизонте – сплошной туман, неизвестность и никакого улучшения.

Торговля в цифрах

В сфере торговли и общественного питания г. Барановичи занято почти 3,5 тысячи человек. Средняя зарплата у работников этой отрасли в Барановичах в июне составила более 1,5 миллиона рублей при средней по городу в 1,67 млн рублей.

Всего по Беларуси в отрасли торговли занято более 600 тысяч человек (по состоянию на 2010 год).

Средний заработок в отрасли торговли, ремонта автомобилей и бытовых изделий в целом по Беларуси составил в июне 1 615 тысяч рублей при средней по республике в 1783 тысячи рублей.

В Барановичах за последнюю пятилетку открыто и реконструировано 60 магазинов,
4 торговых центра, 26 предприятий общественного питания.

Сегодня в городе действуют 540 магазинов и 18 торговых центров с торговой площадью 72 тысяч кв м, 4 рынка, 226 предприятий общественного питания и более 1000 мелких торговых объектов.

Объемы продаж в магазинах, включая объекты общепита, по данным отдела статистики г. Барановичи и Барановичского района, выросли на 15% за шесть месяцев этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

В целом по Беларуси розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в I полугодии этого года вырос на 18,4% к аналогичному периоду прошлого года.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up