Автор: Людмила ПРОКОПОВА

13:23, 23 июня 2011

Экономика

remove_red_eye 64

Чем запасались горожане в мае

Для барановичской торговли май стал самым ажиотажным месяцем этого года. В какие товары горожане вкладывали деньги на пике потребительского спроса?

В покупках – выше среднего

Барановичи покупали в разгар ажиотажа интенсивнее, чем в среднем по стране. Так, розничный товарооборот в барановичской торговле вырос на 27% в мае 2011 года к маю 2010-го при среднем приросте розничного товарооборота по Беларуси на 26%. А еще до майского ажиотажа белорусы стали лидерами среди стран СНГ по наращиванию потребления. Если розничный товарооборот в отечественной торговле вырос за четыре месяца этого года на 21%, то в Украине – на 15%, а в России – на 6%. Такой скачок потребления в Беларуси был вызван не только девальвационными ожиданиями, но и дефицитом валюты – одного из основных видов сбережений белорусов.

Насколько вырос спрос на товары и услуги в январе–мае 2011 г. (по сравнению с январем–маем 2010 г.)

РЕКЛАМА

Насколько вырос спрос на товары и услуги в январе–мае 2011 г. (по сравнению с январем–маем 2010 г.)

Храним деньги в… бренди с сахаром

Удивительно то, что в партизанских условиях покупки валюты в мае 2011 года хитом денежных вложений горожан стали не грозящие исчезнуть с белорусских прилавков импортные рыба или подсолнечное масло, а белорусский сахар. За месяц горожане перенесли в свои квартиры третью часть всего проданного сахара за пять месяцев этого года – более 500 тонн. Но если этот тренд был заразителен для всех белорусов, то неумеренное потребление спиртного в разгар ажиотажа захватило только наш регион.

Так, из пяти ведущих позиций товаров, павших под напором ажиотажного спроса барановичских жителей, сразу три принадлежат алкогольным напиткам.

Лидеры продаж среди продуктов питания и алкоголя в мае 2011 г. (по сравнению с маем 2010 г.)

Лидеры продаж среди продуктов питания и алкоголя в мае 2011 г. (по сравнению с маем 2010 г.)

Еще немного – и сахарную лихорадку в Барановичах перебила бы лихорадка с запахом бренди. Горожане скупили в 2,5 раза больше бренди и коньячных напитков и удвоили дозу ликеров и наливок в мае 2011-го по сравнению с маем 2010-го.
Интересно, что и более легкими игристыми винами, шампанским например, горожане запасались в таком же темпе, как и макаронами с лапшой.

Не выдержали конкуренции с алкоголем, но сохранили повышенный спрос со стороны горожан мясные консервы (их продажи выросли на 77%), сыр (на 65%), крупы (на 58%) и растительное масло (на 55%).

В водку деньги обращали не так массово – темпы ее продаж уступали другому спиртному, хотя и выросли в полтора раза. Впрочем, для водки это рекорд, так как до ажиотажа спрос на водку хронически падал.

Сдали позиции

В ажиотажном угаре горожане, проявляя повышенное внимание к одним продуктам, утрачивали интерес к другим. Например, отказались от тоников и других слабоалкогольных напитков (продажи снизились почти на 50% в мае 2011-го по отношению к маю 2010-го) в пользу более крепких. Среди отверженных потребительской корзинкой горожанина также оказались и фрукты (снижение на 37%). Также горожане умерили потребление картофеля (снижение на 25%), маргарина (на 18%) и даже полезной рыбы (на 3%).

Переводили рубли в стиральные машины

В рядах непродовольственных товаров непривлекательных товаров для горожан не оказалось.

Рекордсменами спроса, как и накануне 2009 года, стали стиральные машины и холодильники. Только за один месяц этого года их купили столько, сколько в прошлом году за пять! Даже рост цен на электротехнику более чем на 40% за год (май 2011-го к маю 2010-го по данным Нацстата РБ) не отпугнул покупателей.

На одежду, стройматериалы и обувь, которые были в центре ажиотажа, горожане потратили более 10 миллиардов рублей только в мае этого года. Кстати, меньшая сумма (около 7,5 млрд рублей) была затрачена при пятилетнем строительстве бани в Барановичах.

РЕКЛАМА

Рекордсмены продаж среди непродовольственных товаров в мае 2011 г. (по сравнению с маем 2010 г.)

Рекордсмены продаж среди непродовольственных товаров в мае 2011 г. (по сравнению с маем 2010 г.)

А вот топливо и стиральные порошки не попали в пятерку ажиотажных товаров, хотя их продажи росли довольно внушительно – на 82% и 102% соответственно в мае 2011-го к маю 2010-го. Может быть, потому что цены на бензин за год, согласно данным Национального статистического комитета, выросли почти наполовину, а синтетические моющие средства подорожали почти вдвое.

Запасы измельчали

Итогом ажиотажа стало снижение запасов в торговле и в Барановичах, и в целом по Беларуси. Так, запасы сахара в днях торговли составили 6 дней, тогда как год назад на эту же дату запасы составляли 20 дней. Запасы муки составляли 15 дней против 21 дня в 2010 году.

Еще больше опустели склады магазинов бытовой техники в Беларуси. На 1 июня в торговле насчитывалось холодильников на 4 дня торговли, а год назад – на 42, стиральных машин – на 9 дней (на 45 дней – год назад), телевизоров – на 23 дня (64 дня – год назад).

Например, в барановичских магазинах на  1 июня осталось 316 холодильников и морозильников – это только четвертая часть от того, что было продано за май этого года.

И хотя люди вроде бы уже затоварились, можно прогнозировать, что объектами повышенного внимания в следующий раз станут товары накануне подорожания. Водка, например, подорожание которой Минэкономики перенесло на два месяца (с 15 июня на 15 августа).

Правда, президент во время недавней пресс-конференции 17 июня уточнил, что резкого обвала цен в Беларуси не будет: «Помните 98-й год в РФ – рухнули на дно, а потом поднимались? Но этот сценарий не для нас, у нас нет нефти и газа, чтобы дыры прикрывать».

А может быть, белорусы прислушаются к главе государства, который настоятельно рекомендовал не поддаваться потребительской  панике: «Перестаньте бегать, живите спокойно. Продавайте то, что накупили». Только воспользоваться этим советом сложно в отношении бытовой техники – вывоз этих товаров беспошлинно запрещен.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up