Автор: Тамара САВИЧ Людмила СТЕЦКО

11:38, 9 июня 2011

Экономика

remove_red_eye 77

Приехали…

Резкий скачок цен на бензин и дизтопливо, которые с 7 июня подорожали в среднем на 30%, вызвал волну негодования автолюбителей и тех, чей бизнес напрямую зависит от цен на топливо. И пока граждане обсуждают, как пережить четвертое с начала года подорожание, эксперты дают неутешительные прогнозы на будущее.

В ночь с 6 на 7 июня концерн «Белнефтехим» без предупреждения поднял цены на топливо в среднем на 30%. Между тем разговоры о возможном подорожании бензина ходили на просторах байнета с начала июня. Более того, накануне повышения цен в Интернете появились высказывания представителей нефтеперерабатывающих заводов, которые напрямую говорили о том, что существующую цену на бензин считают несправедливой и что топливо в Беларуси должно стоить не менее доллара за литр.

«Если государство заинтересовано в том, чтобы заводы работали, закупали нефть, экспортировали нефтепродукты и приносили в страну валюту, а также обеспечивали стабильные поставки на внутренний рынок, нужно вернуться к той цене, которая была до кризиса – $1 за литр», – цитировало информагентство Интерфакс-Запад слова одного из представителей НПЗ.

Тогда же сообщалось, что белорусские НПЗ обратились в концерн «Белнефтехим» с просьбой пересмотреть цены на бензин. Комментариев от концерна не последовало, а уже 7 июня на заправках сменились ценники.

РЕКЛАМА

Перевозчики выжидают

Рост цен на топливо отразился в первую очередь на  перевозчиках. Но, несмотря на такой резкий скачок бензина, переоценивать свои услуги они пока не спешат.

«После предыдущего подорожания мы подняли цены на свои услуги – в среднем километр пути у нас стал на 300 рублей дороже. После нынешнего подорожания мы пересматривали цены, пытались просчитать, во что нам оно обойдется, но пока решили ничего не предпринимать, – рассказал «IP» директор одной из крупных барановичских фирм, занимающихся грузоперевозками, Сергей. – Безусловно, расценки на наши услуги всегда были привязаны к ценам на топливо, но мы понимаем, что сейчас благосостояние граждан ухудшилось и повышать цены на грузоперевозки глупо, если за них никто не сможет заплатить».

По словам Сергея, по старым ценам фирма планирует работать ближайшие месяц-полтора, а там будут смотреть по ситуации. Стоит ли говорить, что если цены на услуги грузоперевозчиков поднимутся, то вырастут цены и у их клиентов – различных фирм и магазинов, что неизбежно скажется на благосостоянии обычных граждан.

Проезд подорожает?

Подорожание бензина, помимо владельцев автомобилей, могут ощутить и те, кто пользуется общественным транспортом.  В областных центрах Беларуси, как сообщает информационно-справочный портал Интерфакс-Запад, уже в ближайшее время могут повысить плату за проезд по городским маршрутам. Подорожание, рано или поздно, скажется и на наших горожанах.
«Пассажиры сейчас окупают в среднем около 70% проезда. А в связи с увеличением стоимости топлива и запчастей – ситуация ухудшится еще больше, – сказал «IP» источник в барановичском автопарке.

– У нас два выхода из этой ситуации – либо увеличение стоимости проезда, либо  снятие некоторых рейсов. Мы уже снимали рейсы с городских маршрутов. Теперь на очереди еще несколько городских и пригородных рейсов. Этот вопрос находится сейчас на рассмотрении в райисполкоме».

Стоимость проезда в маршрутках автопарк пока увеличивать не планирует. Не планируют поднимать цены и таксисты: «В конце мая мы уже подняли стоимость проезда до 15000 рублей и не все еще привыкли к новым ценам. А тут снова подорожание –  никто ездить не будет! Посмотрим, как отреагируют минские службы такси, и уже тогда будем решать».

К счастью, подорожание в ближайшее время не отразится на сельхозпредприятиях.

«Для сельскохозяйственных предприятий района топливо пока не подорожало, – отметил первый заместитель председателя Барановичского райисполкома, начальник управления сельского хозяйства Михаил Полуян. – Ранее мы успели получить льготный кредит в размере 4 миллиардов рублей и приобрести на эти деньги топливо, которое теперь хранится у поставщика нефтепродуктов на ответственном хранении. Это более  тысячи тонн, которых хватит для проведения сельскохозяйственных работ в районе на определенное время».

Автолюбители негодуют

Рост цен на топливо вызвал бурю негодования у автовладельцев.

«Ладно бы один раз топливо подорожало, ну два. А то за полгода – четыре раза, причем цены-то поднимают не на 5%, а на 20-30%! – еле сдерживал эмоции житель города Владимир. – Я привык на работу на машине ездить, а сейчас вижу, что с зарплатой в миллион просто не вытяну. Придется только за город или на большие расстояния на машине ехать, а в городе пересаживаться на общественный транспорт. Тут уж не до комфорта».

«Я еще после предыдущего подорожания всерьез подумывал на велосипед пересаживаться. Зашел в магазин, так там самый средненький (правда, не белорусский) стоит почти два миллиона. Даже не знаю, что сейчас буду делать. Но ездить на машине придется меньше, это точно», – вторил еще один горожанин, Александр.

Возмущение автолюбителей понятно: ведь за последние полгода их покупательская способность сократилась почти вдвое. Если в декабре 2010-го житель г. Барановичи мог на среднюю зарплату в 1 млн 441 тыс. рублей купить 502 литра бензина АИ-92 (тогда он стоил 2870 рублей за литр), то в мае при средней зарплате по городу за апрель 1 млн 424 тыс. рублей и стоимости литра 92-го бензина 3950 рублей – всего 360,5 литра. А если эту же зарплату пересчитать по новой цене бензина – 5100 руб. за литр, то на нее можно будет купить 279 литров.

Наиболее активные автовладельцы стали присоединяться к акциям протеста «Стоп-бензин», которые с 2010 года проходят по республике.

«Чиновники, которые сидят на нефтяных кранах, не хотят слышать и понимать простых людей. С помощью акций протеста мы пытаемся выйти с ними на диалог, чтобы они поняли, что должны думать не только о собственных заработках, но и о благосостоянии простых граждан, – отметил в разговоре с «IP» один из активистов данной акции Артем Шарков.

РЕКЛАМА

– К сожалению, конструктивного диалога пока не получается. В том числе и потому, что многие автолюбители, приняв участие в одной акии, думают, что этого достаточно. На самом деле такие мероприятия должны носить системный характер, и, чтобы чего-то добиться, нужно время».

Комментарий специалиста

Антон Болточко, экономист:

– Если раньше мы работали на субсидированном российском сырье и могли экспортировать продукцию НПЗ по выгодным ценам, то после того, как экспортные пошлины привязали к российским, вывозить продукты за пределы таможенного союза стало невыгодно.

Наши нефтяные заводы стали убыточными. Чтобы покрыть убытки и при этом сохранить цены на топливо на прежнем уровне, можно было снизить налоги и сборы, которые заложены в цене бензина. Но правительство на это пойти не могло, так как сократились бы поступления в бюджет. Поэтому покрывать убытки белорусских НПЗ решили за счет увеличения цены на внутреннем рынке. Но даже сейчас предприятия-переработчики не будут работать прибыльно, они будут работать «в ноль».

Так что можно ожидать очередного повышения цен на бензин, правда, вряд ли это случится в ближайшее время, так как новый рост цен будет слишком большим социальным стрессом. Поэтому, скорее всего, НПЗ просто ограничат продажи на внутреннем рынке. Что же касается стоимости бензина, то цена в доллар или доллар 10 центов справедлива. Для заводов, но не для населения.

Хроника подорожания

Первое подорожание бензина в 2011 году произошло 3 марта. В среднем на 4,5-6%. Тогда представители концерна объяснили подорожание «ростом мировых цен на нефть и увеличением ставок акцизов на подакцизные нефтепродукты».

Больше всего подорожали 80-й бензин и  «солярка» – на 10,6%. Однако вскоре руководство концерна, резко озаботившись экологией и непосредственно негативным на нее влиянием бензина «Нормаль-80», взвинтило на него цены – на 19%, и он впервые в истории сравнялся с дизтопливом.

Следующий скачок цен произошел 31 марта – уже в среднем на 10%. На этот раз подорожание было вызвано одновременно и ростом котировок цен на нефть, и  «повышением эффективности работы нефтеперерабатывающих предприятий, и в целях защиты внутреннего рынка».

Резкий скачок цен произошел 24 мая – стоимость топлива увеличилась в среднем на 20%. На этот раз руководство концерна обеспокоилось «значительной разницей в ценах на автомобильное топливо на внутреннем рынке Беларуси и в соседних государствах».

Ну а во время последнего подорожания 7 июня, «в целях защиты внутреннего рынка от несанкционированного вывоза нефтепродуктов», «Белнефтехим» превзошел сам себя и поднял цены сразу на 31%, поставив еще один рекорд – впервые дизельное топливо стало стоить столько же, сколько и бензин АИ-92.

А ведь бывали в Беларуси времена, когда бензин не дорожал, а дешевел. В декабре 2008 года бензин подешевел на 10% и продержался без подорожаний почти год.

Как на вас повлияет подорожание топлива?

Вячеслав, механик:

– Для меня подорожание неожиданным не было. Уже привыкать к этому начал.

Татьяна, продавец:

– Я и так немного езжу, теперь придется только на работу и все.

Анатолий:

– Заправил 3 литра, на больше денег нет. Так вот и езжу – по 3 литра, по 5.

Инга:

– Все возмущены. Никого не предупредили, никто не ожидал. Ужасно, конечно.

Вячеслав:

– Меня это мало заденет – у меня служебная машина, меня заправляют.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up