Новости / Общество

Это моя работа. Дирижер

22.04.2011, 11:25 / remove_red_eye 159 / chat_bubble

От мастерства дирижера зависит буквально все: и  положение музыкантов в оркестре, и настроение, с которым уйдет слушатель из концертного зала.

О своей профессии рассказал дирижер и художественный руководитель народного оркестра народных русских инструментов Барановичского государственного музыкального колледжа Владимир Андреевич Клещев. Мы встретились с ним накануне 40-летнего юбилея оркестра.

Есть только звук

По словам Владимира Клещева, с детства он научился слышать прекрасные звуки. «В деревне моей мамы люди после тяжелой работы собирались, пели и так отдыхали. Но больше всего мне запомнилось звучание маминого голоса, – вспоминает дирижер. – Мама пела, когда делала домашнюю работу, когда ждала отца. Возможно, поэтому знание красивого звука помогло правильно определиться с профессией».

РЕКЛАМА

В Ганцевичской музыкальной школе Володя попал к педагогу Владимиру Стасюку, который воспитал в мальчике любовь к музыке. Но наиболее сильное влияние на развитие природных данных оказали преподаватели Барановичского музыкального училища Эдуард Силицкий и Виктор Шимановский.

«Это люди исключительные, редкие по своим человеческим качествам. Сильные, харизматичные, но в то же время очень открытые и настойчивые, они оказали на меня такое влияние, что я будучи студентом мечтал жить на одной площадке со своим учителем, – вспоминает дирижер.

Закончив училище, выпускник даже не мечтал о консерватории, где, как ему казалось, учатся небожители, но это и стало толчком к прогрессу. Преодолев домыслы и страхи, он поехал поступать в Белорусскую государственную консерваторию. «Я не поступил в первый год, бог с ним, но именно тогда понял, что не боги горшки обжигают и многое зависит от упорства, и уже в следующем году был в числе первокурсников консерватории».

Закончив консерваторию, Владимир вернулся в родное училище и возглавил оркестр белорусских народных инструментов, которому дирижер посвятил 18 лет работы. И лишь после этого возглавил легендарный на тот момент оркестр русских народных инструментов.

Народный оркестр русских народных инструментов Барановичского государственного музыкального колледжа

Народный оркестр русских народных инструментов Барановичского государственного музыкального колледжа

 

Оркестр как отражение дирижера

По словам Владимира Клещева, оркестр в полной мере отражает настроение и стиль дирижера. Он не может быть слишком мягким, потому что это чрезмерно разбалует коллектив, но и нельзя слишком давить своим авторитетом на музыкантов – это настолько парализует волю исполнителей, что они теряют самостоятельность и самобытность, что особенно важно в работе оркестра, работа в котором и строится на умении слушать и понимать друг друга без слов.

«Вот одна волна пошла, ее подхватывает второй-третий, а четвертый музыкант в этот момент в напряжении ждет, пока дойдет его очередь дополнить мелодию своими собственными чувствами. Музыка не терпит неуважения и не умещается в каких-то заранее определенных рамках, ее нельзя измерить, музыку можно только почувствовать, – уверен музыкант. – Но для этого надо работать: тщательная подготовка к каждой репетиции, работа дома с произведением, самоотдача на занятиях, не спать, не есть, не пить, чувствовать и доносить до слушателя то, что чувствуешь! Лишь в этом случае можно говорить о настоящем оркестре».

Но самое главное в коллективе, по словам дирижера, – искренность. «Если на репетициях ученик плачет, я знаю, что этот музыкант дорого стоит. И моя задача как дирижера, как учителя научить выражать чувства при помощи музыки», – говорит Владимир Андреевич. И все же далеко не каждый музыкант, по словам Владимира Клещева, пусть и с отличными данными сможет стать дирижером. Поскольку дирижер – всегда лидер. Без стержня внутри, без умения держать пятьдесят-сто человек оркестра и вести за собой, заражать энергией и настроением нет дирижера! Поэтому уже во время учебы в консерватории проходит жесткий отбор студентов, который позволяет отсеять случайных и неспособных к этой профессии людей.

«Лишь тогда оркестр играет по-настоящему, если слушатель вообще не понимает, что происходит в зале, какой инструмент звучит, – говорит дирижер. – А если вы сидите на концерте и думаете о том, что сегодня на ужин, тогда вы зря потратили время, уходите немедленно! Такое выступление ничего вам не даст».

Без музыки в душе

Не без горечи музыкант говорит о том, что в нашем городе и в стране в целом все меньше и меньше внимание уделяется музыке.

«Когда я только пришел в училище, у нас действовало пять оркестров, – вспоминает Владимир Клещев. – Мы соревновались так, что директору приходилось «притормаживать» руководителей, пытавшихся занять все свободное время учащихся, и давать нам по три выходных после концертов, чтобы мы не передрались. Но и результат был: барановичские оркестровые коллективы на лопатки укладывали всю республику. Об оркестрах говорили и ценили».

К сожалению, по словам Владимира Клещева, на сегодняшний момент все совершенно иначе.

«При главе горкома Заломае наш оркестр включали в каждое городское мероприятие, он приходил и каждого музыканта лично благодарил, а теперь что? Внимание к культуре в Барановичах минимальное! – рассказывает дирижер. – Сами обращаемся в школы, на предприятия с просьбой провести концерт, но куда там, это никому не нужно! Ведь от руководителей ничего не требуется, кроме помещения, но живая музыка, живые инструменты никому не нужны!»

Без живого исполнения люди, по словам музыканта, теряют что-то в душе, черствеют, а потом идут взрывать метро.

РЕКЛАМА

«Разве это сделал бы человек, у которого в душе было бы заложено, что так поступать чудовищно?! – говорит музыкант. – Разве наши студенты колледжа поступят так?! Нет! Потому что они другие – их сложно сбить с пути, их сложно переделать, потому что они учатся видеть прекрасное в человеческой жизни и ценить это. От этого на душе становится светлее».

Из истории оркестра

Нынешний 2010/2011 учебный год стал сороковым в творческой биографии народного оркестра русских народных инструментов Барановичского государственного музыкального колледжа. Основные творческие этапы народного оркестра связаны с именами трех замечательных музыкантов и организаторов

В. А. Антаненко (с 1971 по 1981 гг.), В. Н. Гридина (с 1981 по 1998 гг.), В.А.Клещева (с 2000 г.). Сразу после образования музыкального училища в нашем городе в учебном заведении появился оркестр русских народных инструментов. Под руководством В. Антаненко оркестр дважды участвовал в I и II Республиканском конкурсе оркестровых и хоровых коллективов ССУЗ и был награжден Почетными грамотами Министерства культуры БССР. На смену Антаненко пришел Валерий Гридин. И всего через три года оркестр стал Лауреатом III Республиканского конкурса оркестровых и хоровых коллективов ССУЗ. Под его руководством оркестр занял достойное место среди музыкальных коллективов страны, трижды становился лауреатом Республиканского конкурса, был удостоен почетного звания «народный». С 2000 года и по сей день оркестром руководит магистр искусств Владимир Клещев.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up