Автор: Дмитрий МАКАРЕВИЧ

13:36, 14 апреля 2011

Общество

remove_red_eye 314

Крутим педали без вреда для здоровья

О несомненной пользе езды на велосипеде рассказывают и пишут не один десяток лет. При этом непременно вспоминают об укреплении сердечно-сосудистой системы и уменьшении риска инфарктов на 50%, о нормализации обмена веществ и сжигании жиров, о стрессоустойчивости и общем улучшении эмоционального состояния, о снижении уровня холестерина, об усилении иммунитета, о множестве других положительных аспектов.

Но популяризаторы нередко забывают предупредить о том, что ездить на велосипеде нужно правильно. Особенно если вы не проезжаете километр-другой от случая к случаю, а самостоятельно устраиваете себе регулярные тренировки и наматываете по нескольку десятков километров в день.

Если исключить из потенциальных опасностей, исходящих от велосипеда, достаточно очевидные падения, без которых, при желании и некоторой сноровке, можно обойтись, то останется совсем не явная проблема с коленными суставами, о которой многие любители-велосипедисты даже не догадываются.

Остеоартроз коленных (реже тазобедренных) суставов – профессиональное заболевание велосипедистов.
Колени травмируются, потому что испытывают  противоестественную, в некотором роде, нагрузку. Ведь когда человек эволюционировал, велосипедов не было, колени наших пращуров с характерной велосипедной нагрузкой не сталкивались.

РЕКЛАМА

Суставы – не мышцы, после нагрузок на износ не растут, сильнее не становятся и практически не восстанавливаются.

Любители, в абсолютном большинстве своем, профессиональных нагрузок никогда не испытывают, но, в отличие от подготовленных спортсменов, нередко с лихвой компенсируют меньшие нагрузки неправильной ездой.

В результате инвалидом может стать даже велолюбитель, едва разменявший третий  десяток. Профессионалы со «своей»  специфичной напастью, наоборот, сталкиваются все реже и реже – за сто лет научились ездить так, чтобы свести риск получения травм к минимуму.

О самых распространенных ошибках велосипедистов-самоучек и о том, как правильно кататься, «IP» расспросила тренера по велоспорту СДЮШОР ОФСКиТ Барановичского ГИК Михаила Комара.
Правильная посадка

Посадка должна быть достаточно удобной.

Руки немного согнуты в локтях, проходят  вдоль тела. Спина прямая или слегка изогнута.

Шея, спина и руки не должны испытывать чрезмерного напряжения во время езды.
Стопы должны быть параллельны земле и  параллельны друг другу. Соответственно, колени нужно держать поближе к раме, они должны двигаться в параллельных плоскостях.

Ось педали должна находиться под основанием большого пальца. В положении педали «на 3 часа» колено должно находиться над осью педали (см. рисунок).
Высота седла должна быть отрегулирована таким образом, чтобы при езде не приходилось ни ерзать в седле, ни тянуть носок. При этом, когда педаль находится в самом нижнем положении, нога должна полностью выпрямляться. Пятка выпрямленной ноги должна доставать до педали.

Каденс

Самая опасная и наиболее распространенная ошибка любителей связана с манерой езды.
Низкий каденс (частота вращения педалей в минуту) является одной из основных причин остеоартроза у велосипедистов-любителей. Чем ниже каденс, тем большее усилие идет на педаль, а следовательно и на колено.

Велосипед – не силовой тренажер,  пользы от «заламывания» передачи и силовой езды вообще никакой нет. Именно при продолжительной силовой езде больше всего страдают колени.

У новичков нередко создается иллюзия, что силовая манера езды помогает экономить энергию, однако это верно с точностью до наоборот – с более высоким каденсом можно проехать дальше, быстрее и, несомненно, с большей пользой для здоровья.

Педали необходимо крутить, а не давить на них с силой.

Нужно приучать себя к правильной частоте педалирования. Даже если поначалу будет тяжело и непривычно, надо себя заставить, потерпеть пару недель, привыкнуть.

РЕКЛАМА

Нормальный каденс – 80-110 (полных оборотов педалей в минуту), а  спортсмены-профессионалы могут длительное время ехать с каденсом 180.

Система переключения передач велосипеда помогает держаться такой частоты оборотов как при подъеме в гору, так и при встречном ветре.

Следить за каденсом проще всего с помощью велокомпьютера1, без него ориентироваться придется только на свои субъективные ощущения.

Если при педалировании нога начинает «проваливаться» – передачу нужно повысить, если приходится прилагать заметное усилие – понизить.

Обезвоживание

Еще одной серьезной ошибкой является недостаток или даже намеренное ограничение  питья при езде. Недостаточное количество жидкости в организме приводит к уменьшению выделяемой в суставе смазки.
Если обезвоживание совместить с продолжительным силовым педалированием, то на «убийство» коленей могут уйти не годы неправильной езды, а всего несколько месяцев или даже недель.

Пить нужно обязательно, даже когда не хочется. Если вы испытываете жажду, значит, ваши суставы начали испытывать эту жажду немного раньше – вода из суставов, как правило, уходит еще до того,  как организм заявляет о нехватке жидкости.

Если в ваши планы не входит получение группы инвалидности, то при тренировках или продолжительных заездах нужно, чтобы с собой всегда был необходимый запас жидкости. Не следует пить газированные напитки, отдать предпочтение лучше негазированной минералке или специальным изотоническим напиткам, с нужным содержанием солей и быстрых углеводов.

Пить нужно небольшими порциями с интервалом 10-20 минут.

Правильная посадка, каденс 80-110, исключение чрезмерных нагрузок и употребление жидкости в достаточных количествах – эти несложные правила помогут сделать велосипед надежным союзником в борьбе за сохранение и укрепление здоровья.

1 Велокомпьютер

 – прибор для измерения скорости велосипеда, пройденного расстояния,  времени, времени в пути, при наличии дополнительных датчиков каденса, пульса и др. Крепится на руль.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up